16.01.2008
Население Бурятии пребывает в нервном ожидании последствий повышения цен на бензин. Автолюбители уже почувствовали это на себе, с печалью наблюдая за новыми ценами на АЗС. Остальные ждут повышения стоимости товаров первой необходимости в магазинах, которое последует неизбежно. Весь вопрос только в том, насколько высоким будет очередной скачок и не станет ли он шокирующим.

По всей стране в конце прошлого года бензин ставил ценовые рекорды. По информации Росстата, в декабре цены на бензин увеличились на 3,6% — самый высокий показатель с начала года. Предыдущий рекорд был поставлен в ноябре, когда стоимость топлива выросла на 2,3%.

Это было слишком круто. Для сравнения: в апреле 2007 года топливо дорожало всего на 0,2%. До этого цены вообще плавно понижались в течение шести месяцев. В 2008 году ситуация начала развиваться в том же беспокойном направлении. В Иркутской области за последние три недели Аи-92 подорожал на 50 копеек, Аи-98 — на 1 рубль. В Читинской же Аи-95 и Аи-98 подскочили сразу на два рубля и закрепились на отметке 25,50 и 27,50 рублей соответственно.

В Бурятии самые низкие цены бензин в Прибайкалье и Забайкалье. За прошедшие праздники в "Бурятнефтепродукте" они не дрогнули и остались на уровне прошлогодних: Аи-95 — 23,90 рублей, Аи-98 — 25,60. Дизельное топливо также не подорожало — 23,50 рубля. Самые низкие региональные цены в Бурятии имеют свое объяснение. По давней традиции "Бурятнефтепродукт" начинает повышать цены на продукцию с полумесячным опозданием по сравнению с соседними регионами.

В самой компании это объясняют социальным фактором: цены до последнего сдерживают для небогатого по сравнению с тем же Иркутском местного населения. Но как долго продлится заморозка и что будет в дальнейшем, никто в Бурятии прогнозировать не берется. Республиканские оптовые продавцы нефтепродуктов вообще не хотят комментировать ситуацию. По их мнению, прогнозы на бензин — дело неблагодарное. И они последнее звено в длинной цепочке, начиная с добычи нефти и заканчивая продажей населению.

Их туманные объяснения, что "все будет зависеть от ситуации на рынке" мало что дают. Тем не менее, нынешнюю ситуацию с ценами на бензин они не считают чрезвычайной. Но признают, что "идут по кромке". В смысле в нынешней ситуации их рентабельность крайне мала. Например, во время прошлогоднего ноябрьского повышения цен, некоторые местные бензиновые оптовики были вынуждены работать "по нулям"

В Москве же темпы роста цены топлива вызывали естественное беспокойство специалистов. В Госдуме, например, говорят на мало понятном широким слоям населения языке: "По имеющимся оценкам, скачок цен на нефтепродукты обусловлен, с одной стороны, временным дефицитом мощностей нефтеперерабатывающих заводов, а с другой — резким увеличением внутренних цен на сырую нефть в начале ноября. Последнее же связано с повышением уровня налоговой нагрузки на нефтегазовые компании в условиях роста мировых цен на нефть".

Независимые эксперты не раз отмечали в качестве одной из причин увеличения стоимости моторного топлива в стране отсутствие пакета возможных решений со стороны государства. Проще говоря, чиновники должны не только считать нефтедоллары, но и влиять на ценовую ситуацию внутри страны. Тем не менее, эксперты полагают, что в 2008 году рост цен на нефтепродукты окажется выше, чем в 2007-м. Хотя опять же, насколько сильно возрастет стоимость автомобильного топлива в России в 2008 году, прогнозировать никто не берется.

Все ссылаются на кучу разнообразных факторов. По словам директора департамента маркетинга НКГ "2К Аудит — Деловые консультации" Елизаветы Толстой, давшей интервью изданию "Газета", безусловно, большое влияние будет иметь и динамика цен на нефть. "По ситуации на конец 2007 года цены на черное золото на мировых рынках росли быстрее, чем вывозные пошлины, таким образом, российским нефтяникам экспортировать сырье оказалось выгоднее, чем реализовывать его внутри страны, что закономерно привело к дефициту топлива на внутреннем рынке", — отмечает аналитик.

Скорее всего, в первом квартале серьезного всплеска цен не будет, поскольку перед президентскими выборами правительство попытается, насколько это возможно, сдержать потребительские цены", — заявила аналитик "Газете".

Зато ожидание новых цен в дни праздников породило в Бурятии ситуацию давненько невиданную. В первые дни 2008 года на некоторых автозаправочных станциях Улан-Удэ, принадлежащих некрупным оптовикам, исчезло топливо. Одна из самых вероятных версий — мелкие оптовики ждали, не продавая топлива, начала рабочей недели и цен "Бурятнефтепродукта". Цены у главного игрока на местном рынке не поменялись. Но это временно.

^