30.01.2008
Мороз за сорок градусов и густой смог, угрюмо нависший над УланБатором, — так монгольская столица встретила своих ближайших географических соседей. Президент Вячеслав Наговицын и команда министров прилетели ранним утром рейсом из улан-удэнского аэропорта. Те чиновники, кому не досталось места в правительственном самолете, скромно приехали вечером ранее на джипах и микроавтобусах. Бурятия на два дня осталась без первых лиц республики, которым предстояло встретиться со своими монгольскими коллегами.

Эх, дороги

Одна из важнейших встреч Вячеслава Наговицына и его команды была в Министерстве транспорта, дорог и туризма Монголии. Были достигнуты важные договоренности, многие из которых скажутся, в первую очередь, на жизни простых жителей обоих регионов.

Уже в ближайшее время столицы Бурятии и Монголии свяжет авиасообщение. Время полета — всего полтора часа против двенадцати на автобусе. Президент Наговицын дал понять, что в первую очередь рассматривает в качестве перевозчика одну из частных монгольских авиакомпаний. Это позволит снизить цену на авиабилет, поскольку они используют более экономичные самолеты.

Министр транспорта господин Р. Раш сообщил, что к концу 2008 года одно из направлений "Дороги тысячелетия" (сети современных автомагистралей по всей территории Монголии) дойдет до Эрляна (Китай). Трасса отличного качества свяжет Улан-Удэ с Китаем. Таким образом, Кяхта и Улан-Удэ становятся все более важными транспортными узлами.

Президент Наговицын в отсутствие Анатолия Суслова, директора "Улан-Удэстальмоста", подробно рекламировал возможности этого бурятского предприятия. В итоге организация будет допущена к конкурсному тендеру в рамках строительства "Дороги тысячелетия".

Министр транспорта был особо заинтересован в том, чтобы возобновить связи с улан-удэнским ЛВРЗ и даже припомнил Александра Коренева, с которым был знаком в бытность своей работы начальником Улан-Баторской железой дороги. "Шустрый был парнишка", — сказал министр. Ему тут же поведали, что "парнишка" уже депутат Народного Хурала. В итоге с руководством монголо-российского акционерного общества "Улан-Баторская железная дорога" достигнута договоренность, что с этого года монгольский подвижной состав будет ремонтироваться на ЛВРЗ в Улан-Удэ.

Даешь два миллиона туристов!

Количество иностранных туристов в Монголии более чем в 20 раз превышает бурятские показатели и составляет почти 400 тысяч человек в год. Правительство Бурятии поставило своей задачей довести к 2010 году количество туристов до двух миллионов человек. Учиться этому было бы логичней всего у наших соседей.

Обсуждалось и открытие перехода Монды — Халх для иностранных туристов. Впрочем, получить дивиденды от нового перехода в условиях доминирования иркутян на рынке байкальского туризма смогут только иркутские турфирмы. Для них он откроет прямой и короткий путь до популярных курортов озера Хубсугул.

Президент Наговицын упомянул, что его заинтересовал проект, связанный с одновременным освоением туристического потенциала озер Байкал и Хубсугул. Этот проект, предложенный премьер-министром С. Баяром, заключается в создании вертолетных площадок на популярном монгольском курорте Хубсугул и в Горячинске.

Впрочем, уже сейчас понятно, что такой проект не сможет добавить значительного увеличения массовости турпотока. Это услуга класса "люкс", которой будут пользоваться единицы. Хотя многие представители туристических фирм Бурятии в частных беседах говорят, что важным сдерживающим фактором в развитии общего с монгольскими туроператорами бизнеса является недружественная политика посольства России в Монголии.

Бюрократические проволочки с выдачей виз значительно затрудняют приезд туристов третьих стран из Монголии в Бурятию, тогда как консульство Монголии в Улан-Удэ работает в оперативном режиме. Также бурятская делегация пригласила монгольских бизнесменов вкладывать деньги в строительство курортов и мини-отелей в свободную экономическую туристическую зону у Байкала.

Строй-бум по-монгольски

То, что происходит сейчас в Монголии, можно смело назвать настоящим строительным бумом. Жители юрточных кварталов Улан-Батора (а это около 150 тысяч семей) начинают предпочитать более европеизированное, благоустроенное жилье, но такого в городе катастрофически не хватает. Программа переселения горожан из юрт в квартиры носит общенациональный характер.

Конечно, ведь юрточные кварталы, по оценкам специалистов, потребляют несколько сот тысяч тонн угля и дров в год. При этом загрязнение воздуха в городе в шесть раз превышает максимально установленные нормы и каждый житель монгольской столицы потребляет в год 120 кг токсичных веществ. Монгольские врачи констатируют, что вследствие сильного загрязнения воздуха в Улан-Баторе 24,5 процента всех болезней у столичных жителей занимают хронические заболевания верхних дыхательных путей.

Впрочем, монголы довольно успешно реализуют программу "40 тысяч квартир": в прошлом году было построено в три раза больше жилья, чем в предыдущие годы. Однако, по словам министра строительства и градостроительства Ц. Цолмона, уже сейчас понятно, что полная необходимость в жилье гораздо выше и составляет около 100 тысяч квартир.

Монголы уже плодотворно сотрудничают со строительными компаниями Китая, Южной Кореи, и скоро будет подписан договор с представителями Северной Кореи. "Мы ждем строительные компании из Бурятии, — говорит министр Ц. Цолмон, — и не только тех, что производят сами, но и поставщиков стройпродукции из центральных районов России".

Подписанный с монгольской стороной Улан-Удэнским приборостроительным заводом договор на 50 миллионов рублей - - это договор о поставке водосчетчиков. Очень своевременно для монгольского строительного бума. Заинтересованы наши соседи и в поставках деревянных строительных материалов. Одна из бурятских строительных фирм заключила контракт на строительство в Улан-Баторе десяти деревянных коттеджей. Правда, коммерсанты немного разочарованы небольшим объемом первого контракта.

Не обошлось и без ответных предложений. Геннадий Айдаев пригласил монголов участвовать в строительстве развлекательных заведений в Улан-Удэ. Пока на официальном уровне все ограничивается протоколами, жители Кяхты начинают все активнее приглашать к себе монгольских строителей и ремонтников. Свою работу они оценивают почти в два раза дешевле, а качество и скорость работы лучше, чем у местных мастеров.

Делать бизнес по-монгольски

Гвоздем встречи в торгово-промышленной палате Улан-Батора стало торжественное подписание договоров между монгольскими и бурятскими партнерами. Общая сумма заключенных договоров 175 млн. рублей. Два контракта заключило ОАО "Макбур", которое настолько популярно в Монголии, что его название стало там почти синонимом макаронных изделий. Похожими успехами может похвастаться только иркутский производитель мороженого "Ангария", ставший практически монополистом на монгольском рынке.

На этой же встрече чиновники довольно долго и уныло описывали возможности инвестиций в добывающую отрасль и свободную туристическую зону Бурятии. Продолжительные рассказы о богатствах бурятских недр, которые легко можно почерпнуть в любом учебнике географии, заставили заметно поскучнеть монгольских и бурятских бизнесменов.

Заметное оживление внесло выступление, посвященное /.b%-f( +c Улан-Удэ в связке с Улан-Батором, как железнодорожному транспортному узлу, которое сократит для грузов из Китая в Европу почти двое суток пути.

Еще одним важным пунктом встречи стала презентация монгольской стороной зоны свободной торговой зоны "Алтан-Булаг". В случае введения безвизового режима между двумя странами (а решение об этом будет принято федеральными властями в феврале этого года) Кяхта и Алтан-Булаг станут оживленными пунктами торговли и получат мощный импульс к развитию. И все же, несмотря на заявленную задачу, уравновесить торговое сальдо между Монголией и Бурятией (сейчас оно почти на 90% в нашу пользу), могло показаться, что бурятская сторона готова лишь к промышленному экспорту и привлечению монгольских инвестиций.

Бараний туризм

Один из самых важных вопросов, который предстояло обсудить во время визита, — это вопрос импорта из Монголии сельскохозяйственной продукции. "Труднее перевезти барана через границу, чем туриста", — в сердцах сказал Вячеслав Наговицын, когда комментировал вопросы с созданием пограничного перехода для скота.

В первом полугодии мы можем ждать первую партию скота из Монголии. Пока речь идет о 50 тысячах овец и 20 тысячах голов крупного рогатого скота. Правда, до того как из животных можно будет употребить в пищу пройдет не меньше года, ровно столько их придется держать на карантине. А нам ждать возвращения привычной вкусной колбасы бурятского производства.

Бурятские маневры образования

Выдалось навестить Вячеславу Наговицыну и объединенный университет БГУ и ВСГТУ. Ректоры университетов поведали о том, что основная проблема представительств наших вузов — это отсутствие материально-технической базы. Так, никак не удается решить проблемы с выделением земли под общежития или снизить арендную плату.

Пока бурятские вузы проигрывают в конкурентной борьбе местным учебным заведениям. И пользуются популярностью в основном у студентов из Бурятии, которые платят за обучение в Улан-Баторе порядка 600—800 долларов в год. Возможно, помочь бурятским представительствам ВУЗов в Монголии поможет протокол о сотрудничестве между министерствами образования двух регионов.

Министр образования Монголии госпожа Н. Болормаа и президент Наговицын довольно долго общались друг с другом после завершения официальной части встречи. Создалось впечатление симпатии и полного взаимопонимания двух чиновников.

Также бурятская делегация посетила буддийский монастырь Гандантэгчинлэн, где их ждал официальный прием хамбо-ламы Монголии Wойжамца. На базе монастыря работает буддийский университет, где обучаются студенты из Бурятии.

Его святейшество Чойжамц рассказал о судьбе буддийской религии в Монголии и подчеркнул единый дух буддистов обоих стран. Казалось, что на президента оказала большее впечатление встреча с духовным лидером Монголии. В дацане, где расположена 22 метровая статуя стоящего Будды, тут же защелкали фотоаппараты министров, второй рукой они усердно крутили молитвенные барабаны.

Ответный визит представительной монгольской делегации в УланУдэ можно будет ждать уже в апреле. Вячеслав Наговицын несколько раз отметил, что Монголия является важнейшим стратегическим партнером Бурятии во всех областях сотрудничества. Подписанный между сторонами план сотрудничества на 2008—2010 годы рамочно закрепил наиболее значимые пункты отношений двух регионов, среди которых нашлось место не только торгово-экономическим, но и культурным проектам.

^