30.01.2008
Нанотехнологии не нужны Бурятии. К такому выводу пришел представитель санкт-петербургского научно-производственного предприятия "Инновационный экспресс" Александр Николаев. Этот человек уже не первый год добивается одного — чтобы новые научные разработки в области нанотехнологий взяли на вооружение предприятия нашего города. Но пока почти все они, даже понимая всю важность и необходимость технического прогресса в нашем регионе, настроены не очень активно. Экстенсивный путь развития для нас пока ближе и понятнее, чем дебри инноваций.

Во всем мире сегодня идет гонка за новыми технологиями: новые научные разработки позволяют идти в ногу со временем, усовершенствовать процесс производства и при этом экономить немалые средства.

Кроме того, инновации, как правило, делают акцент на чистоту окружающей среды и экологию. Разработками и внедрением новых технологий по защите человека и окружающей среды от ядовитых веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, дизель генераторов, тепловозов и котельных вот уже много лет занимается ряд ученых под руководством известного ученого и изобретателя Геннадия Михайловича Яковлева в научнопроизводственном предприятии "Инновационный экспресс".

Изобретения предприятия активно внедряются по России, заключаются контракты по всему миру — в Европе, Корее, в Латинской Америке. Между тем у нас, в городе, где содержание формальдегида в воздухе в два раза превышает норму, а бензопирена — в четыре, к предлагаемым подобным разработкам относятся без особого интереса.

Высока в Улан-Удэ концентрация бензопирена. Этот углеводород является сильным канцерогеном, представляющим угрозу для здоровья в любом количестве. Формальдегид также официально признан медиками веществом, вызывающим онкологические заболевания. Общеизвестно, что высокое загрязнение воздуха в Улан-Удэ обусловлено выбросами предприятий теплоэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства и другими промышленными объектами, а также выхлопными газами автотранспорта.

Способствуют накоплению загрязняющих веществ и климатические условия, неблагоприятные для рассеивания примесей. Город находится в котловане, а зимой тяжелый воздух не позволяет воздушным массам в достаточной мере "проветривать" Улан-Удэ.

— Предприятием разработана система дожигания в горючих материалах бензольной группы, применение которой позволяет значительно снизить токсичность отработанных газов с обеспечением более длительного ресурса топливной аппаратуры, — рассказывает Александр Николаев. — Система активации топлива позволяет менять процесс горения, температуру горения и повышает скорость горения. Происходит наиболее полное сгорание топлива: вредные вещества, которые выбрасывались через выхлопную трубу, сгорают. Расход топлива при этом уменьшается значительно, снижение до 30%. За счет увеличения энергоотдачи топлива, увеличивается его КПД, соответственно, меньшим объемом сжигаемого топлива достигается необходимая мощность.

По словам представителя научно-производственного предприятия, такая система активации топлива может быть применима не только каждым автолюбителем индивидуально, на нефтебазах и заправках можно врезать специальные кассеты, которые, пропуская через себя топливо будут обогащать его этим составом. Конечно, тогда топливо может незначительно подорожать, но факт выигрыша на расходовании такого обогащенного топлива будет несомненен. Проблема в том, что самим продавцам нефтепродуктов будет невыгодно использование препарата, ведь тогда автомобилисты будут реже заправляться.

Александр Николаев обращался к республиканским экологам, но все они, понимая и разделяя чаяния инженера, говорят одно: в наши функции не входит продвижение этих технологий. Представитель предприятия обращался в прошлом году в Ростехнадзор, его там поняли, было принято решение, что препараты "Инновационного экспресса" нужно применять и они интересны, но для начала нужно доказать их эффективность.

— Проблема в том, что у Ростехнадзора и у любой другой организации на испытания не предусмотрено в бюджете статьи расходов, — говорит Александр Николаев. — Нужно, чтобы ктото профинансировал испытания, на которых уже будут приглашены специалисты из головного офиса в СанктПетербурге.

Системы нанотехнологий не привлекает и наши предприятия. Полтора года Николаев пытается продвинуть товар в Бурятии, но практически безуспешно: сегодня санкт-петербургское научно-практическое предприятие уже потеряло интерес к нашей республике. А между тем разработки ученых могут повысить ресурс оборудования в несколько раз. При этом износ его в несколько раз сокращается за счет того, что в смазочные материалы оборудования добавляются специально разработанные составы. За счет этого на порядок понижается коэффициент трения в любых узлах техники: в станках, машинах. За счет этого уменьшается расход и топлива, и электроэнергии. Или деталь вращать с усилием, или она будет крутиться в тысячу раз легче.

— Я связывал руководство напрямую с нашими предприятиями, но они ставили неприемлемые условия для нас, — говорит инженер. — У нас все непросто, Бурятия — как болото. Я общался со многими руководителями и главными инженерами предприятий. В принципе, у меня сложилось впечатление, что это очень сильные и опытные профессионалы, но они поставлены в какие-то определенные рамки. Эти идеи им нравятся, но вот член руководства одного нашего предприятия сказал мне так: перед нами не стоит задача сэкономить, нам спущен бюджет, и мы должны его освоить.

Конечно, обо всех предприятиях так сказать нельзя. Например, "Улан-Удэстальмост" закупал и применял препараты, но большинство крупных предприятий просто пассивны по отношению к новым технологиям. Чтобы этот интерес появился, на производственном оборудовании нужно провести испытания, их должны зафиксировать специалисты, и на все это нужны деньги. Некоторые чиновники предлагали Александру Николаеву бросить все это, не тратить зря силы, но он уверен: Бурятия должна шагнуть в будущее нанотехнологий, и он приложит к этому все свои силы.

^