13.02.2008
Советы профессионалов, которыми стоит воспользоваться, мы собираем довольно часто, чтобы помочь автолюбителям, среди которых сейчас очень много новичков. Сегодня нас интересует проблема зимней эксплуатации трансмиссии, потому что про двигатель во-первых, мы уже писали, вовторых, о нем намного больше информации. Сегодня вы узнаете, как облегчить жизнь коробке и прочим узлам вашей машины.

Вообще трансмиссия — это то, что передает крутящий момент от мотора к колесам. Это упрощенное объяснение. Но обычному автовладельцу нужно знать нюансы именно той схемы, которая работает на его собственном автомобиле. А вариантов просто великое множество: передний привод, задний, полный подключаемый, полный постоянный; автомат, механика, вариатор....

Поскольку на иномарках, а японках особенно, обычно используются именно автоматические коробки, начнем именно с этих устройств — умных и технически сложных. Помочь автомату нормально работать в ненормальных условиях минус сорока можно и нужно, если вы хотите на машине ездить долго и счастливо.

Автомат нужно прогревать. Как это делается, вы никогда не узнаете из фильмов: там герой садится за руль и стартует с места с дымом ведущих колес. А нам следует поступать наоборот. Мы запускаем двигатель и даем ему поработать, согреться. Коробка при этом тоже начинает приходить в норму: масляный насос автомата гоняет по нему декстрон.

Селектор желательно держать в положении "N" (для некоторых марок это даже обязательное условие). Когда двигатель прогреется, трогаемся и пару-тройку километров двигаемся не спеша, держа обороты по тахометру около 1,5—2 тысяч. Это и есть прогрев автомата. Совсем не трудно.

Параллельно согреваются и амортизаторы, и вся подвеска в целом. АКП воспользуется этим временем и вашей добротой: отблагодарит хорошей работой. Если вы будете еще и за состоянием декстрона следить, разумеется. Для этого поглядывайте на щуп и визуально оценивайте цвет жидкости. Можно даже понюхать. Если никто не видит.

Запах тоже должен быть нормальным, без гари, точнее описать его сложно — проще понюхать жидкость у исправной коробки (автомата, не вариатора и не МКПП) и запомнить. Запахи человек запоминает очень хорошо, как ни странно. Трансмиссионное масло в механической коробке и дифференциалах лучше проверить, при необходимости заменить перед зимним периодом. При этом учитывайте класс — GL4 или GL5, у каждой машины свои требования. И у каждого узла тоже: в КПП может быть GL4, в дифференциале — GL5.

Ну а если же вы враг хорошего, стремитесь к совершенству и намерены использовать синтетику в агрегатах трансмиссии, не забудьте их промыть. Слейте старое масло, залейте обычную моторную промывку. В сильно запущенных случаях используют керосин или солярку. Далее вывесите ведущие колеса, чтобы уменьшить нагрузку. Включите двигатель, первую передачу и переберите все скорости. Слейте промывку. Залейте свежее масло и ездите.

Можете гордиться своей предусмотрительностью: расход топлива будет немного меньше, так как двигатель потратит меньше усилий на проворачивание колес. Жаль, что в наших широтах синтетика для трансмиссии считается изыском. На свежем трансмиссионном масле хорошего качества можно проехать много тысяч километров — это зависит от производителя, но в наших условиях желательно менять масло через сорок тысяч.

Один-два раза в месяц или после ударов днищем осматривайте на яме узлы трансмиссии. Обращайте внимание, нет ли подтеков. Периодически проверяйте уровень и состояние масла. Для этого нужно заехать на яму. Коробка во время работы разогревается, поэтому будьте осторожны, не обожгитесь. Вообще, если коробка исправна, температура будет терпимой.

Далее откручиваете заливную пробку на корпусе механической коробки, не спутайте с нижней сливной (у автомата, как это принято у умных агрегатов, интеллигентный щуп). Засовываете туда палец. Вытаскиваете палец и смотрите. Вы должны увидеть светлое однородное нечто, похожее на масло. Можно ездить дальше. Темная субстанция непонятного вида, металлическая стружка — это признак того, что пора посетить СТО для замены.

Резиновые части типа пыльников привода, сальников тоже нужно контролировать — в каком они состоянии. Их иногда нужно менять. Пыльники трескаются, а сальники начинают подтекать. Их проверяем только глазками: нет ли подтеков и следов смазки. В машине нет мелочей. Такой пример: продырявившийся копеечный пыльник не сможет защитить довольно уязвимый привод, а тот недешев. Зима заметно способствует кончине пыльника: резина трескается, в эти трещинки попадает снег. В теплом гараже он тает, на улице замерзает, лед расширяется и увеличивает трещинки.

В общем-то, визуальный осмотр — это все, что вашей трансмиссии нужно. Она, к счастью, не так требовательна, как двигатель. Узнать, куда именно следует бросать неравнодушный взгляд, вы можете у мастера СТО. Попросите показать, где находятся важные точки: пробка картера коробки или щуп автомата, задний дифференциал на заднем или полном приводе, где сальники и пыльники. Впрочем, профессиональный обзор предпочтительнее, потому что непорядок будет замечен быстрее. И даже в случае возникновения проблемы с другими системами машины.

Владельцам внедорожников и просто полноприводных автомобилей следует знать, что за удобство и надежность на любой дороге приходится платить. В уходе нуждаются на один "мост" и на одну коробку больше. Раздаточная коробка вмещает масла меньше, чем КПП, но это не значит, что она менее важна. Именно она делает вашу машину полноприводной. Из-за большего числа агрегатов ваше 4WD зимой кушает заметно больше: для проворачивания всех дополнительных сочленений нужно больше энергии. Но, сами знаете, оно того стоит.

^