20.02.2008
Комедия Александра Грибоедова — произведение, давно отнесенное в разряд бессмертных. Еще до того, как школьник встречается с текстом на уроках литературы, он уже незаметно для себя оказывается знаком со многими крылатыми выражениями из него. Чацкий, Фамусов — вечные характеры, встречающиеся в любом обществе. Спектакль "Горе от ума" всегда актуален и любим зрителями разного возраста. Этой премьеры в театре ждали давно.

Еще весной 2006 года между Малым театром (г. Москва) и Государственным русским драматическим театром имени Николая Бестужева был заключен договор о сотрудничестве. С того времени часть работников улан-удэнского театра прошла стажировку в Москве, кроме того, документ предусматривает совместную постановочную работу, безвозмездную передачу театральных костюмов, гримернопостижерного и музыкально-осветительного оборудования.

Вообще, история дружбы с русским драматическим Юрия Соломина, художественного руководителя Малого театра, насчитывает уже семь лет и начинается в 2000 году, когда наши артисты представили на суд Международного фестиваля русских театров национальных республик и стран ближнего зарубежья в Йошкар-Оле нашумевший в Улан-Удэ спектакль-притчу "На дне" в постановке Андрея Штейнера и получили очень высокую оценку.

Именно тогда, по словам директора ГРДТ им. Н. Бестужева, и возникла идея участия столичного театра в постановке в провинции и со временем обрела форму договора".

Наконец, сотрудничество обрело реальные очертания. Режиссеромпостановщиком спектакля выступил режиссер Малого театра Владислав Константинов, сейчас ведутся последние репетиции.

— "Горе от ума" — потрясающее современное произведение, считает Владимир Константинов. — Я намерен рассказать о поколении, идущем вослед тому общества, когда разорванность ощутима даже в личных отношениях, среди близких людей. Многие персонажи лишены духовного стержня, в тоже время очень обостренны возрастные грани. "Горе от ума" принадлежит к тем произведениям, которые позволяют рассмотреть и выразить государственную идею.

Ведь не случайно сам Грибоедов был чиновником очень высокого ранга, так что подлинная драматургия дает возможность прорваться в современность. Это отнюдь не значит, что актеры будут играть в современной одежде, хотя, наверное, будет определенная узнаваемость в покрое костюмов, стилизация в деталях, возможно, и в мыслях: Но не должно быть так называемой "адаптированной" речи.

В этом с режиссером согласен и художник Вадим Бройко, работавший над сценографией и костюмами:

— Я не стремился воссоздать быт грибоедовской эпохи, да это и невозможно. Важно дать метафору времени. Это зеркала, дающие объемность и перспективу, прозрачные занавесы-вуали, позволяющие отстраненно взглянуть на происходящее, тревожные снежные заряды в обрамлении сцены — метель памяти:

В предлагаемой улан-удэнскому зрителю постановке акцент сделан не столько на социальной остроте пьесы, сколько на лирической теме первой любви — вечной и всегда новой, так что рассказанная два столетия назад история одного безумного дня произойдет на наших глазах снова, будто впервые. И каждый может найти в ней близкое для себя.

В главных ролях заняты известные в республике актеры театра: народный артист Бурятии Дмитрий Панков, заслуженные артисты Бурятии Евгений Аешин, Олег Петелин, актеры театра: Светлана Полянская, Екатерина Белькова, Кирилл Зобков, Александр Кузнецов, а также Нина Туманова, Галина Шелкова, Сергей Рыжов, Владимир Перевалов, Валерий Шарафутдинов. Запланировано участие в одном из показов спектакля Юрия Соломина в роли Фамусова.

Премьерные показы пройдут 24 февраля в воскресенье (в 18:00), 27, 28 февраля (в 17:00), 29 февраля (в 18:30).

^