05.03.2008
27 февраля в восемь часов вечера две девочки возвращались домой с репетиции бальных танцев. В районе остановки "Школа" на улице Камова водитель легкового автомобиля совершил наезд на одну из девочек, в результате чего десятилетняя школьница скончалась на месте.
Столкновение произошло уже в тот момент, когда девочка пересекла проезжую часть и была на тротуаре. Уже известно, что ДТП случилось по вине водителя, который не только двигался со слишком большой скоростью, но и к тому же был пьян. Как оказалось, в 2006 году он уже был лишен прав за вождение в нетрезвом виде. С начала года только в Улан-Удэ произошло 11 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 9 ребят получили ранения, а 2 ребенка погибли. Оба ДТП, повлекшие за собой гибель школьников, произошли в течение одной недели!

В связи с возникшей тревожной тенденцией было организовано экстренное совещание по профилактике дорожно-транспортных происшествий, на котором присутствовали представители ГИБДД, администрации города, ГУО и директора всех школ города. Собравшиеся обсуждали сложившуюся ситуацию и выясняли, кто виноват и что делать.

— При проверке общеобразовательных учреждений выявлен ряд трудностей в работе преподавателей школ, — заявили представители ГИБДД. — Рассматривая материально-техническую базу школ и дошкольных учреждений, приходим к выводу, что мало специально оборудованных площадок, а весь имеющийся наглядный и учебно-методический материал по изучению ПДД пришел в негодность или отсутствует. Мы понимаем, что учебный план и программа школы не резиновые, но решение проблемы лежит на поверхности.

Прозвучавшая точка зрения представителей ГИБДД о том, решение проблемы во многом зависит от руководства школ и работников образования, у многих из присутствовавших представителей школ вызвала возмущение.

— Школы одни никак не решат этот вопрос. У нас вся необходимая работа в школе проводится: занятия по ОБЖ, занятия по правилам дорожного движения, — говорит директор школы 22 Тамара Бакутина. — И не только в нашей школе. По программе — у нас 10-часовая программа, классные и внеклассные часы, — все это отработано. В чем виновата школа в последней трагедии? Ребенок выполнил все правила, перешел проезжую часть по пешеходной дорожке, все сделал правильно. В чем же здесь вина педагогов?

Действительно, статистика говорит сама за себя: по вине самих школьников произошла значительно меньшая часть ДТП. К примеру, за 12 месяцев 2007 года в ДТП с участием детей в возрасте до 7 лет пострадало 67 детей. По вине водителей произошло 91 ДТП, а по вине самих детей лишь 17. В свою очередь представитель управления образования заметила, что проблема есть и с дорожными знаками:

— Пять школ на протяжении четырех лет ко мне обращаются и ставят вопрос о том, чтобы поставить возле школы элементарный знак "Школа" и "лежачих полицейских"! Мы с себя ответственности не снимаем, но нужно работать и в плане воспитания водителей. Именно водители, а не дети, нарушают правила дорожного движения.

С представителем ГУО были согласны присутствовавшие на совещании директора школ, которые заявили, что они годами добиваются от городских властей проведения элементарных мер безопасности — постановки возле своих школ необходимых знаков.

Присутствовавшие на совещании директора школ также заметили, что в первую очередь на таких собраниях должны присутствовать руководители тех транспортных организаций, где работают провинившиеся водители. Ведь многие из нарушителей — водители маршрутных такси и других транспортных организаций. Было решено, что на следующем совещании будут присутствовать и бригадиры городских маршрутов.

Прозвучало и мнение о том, что необходимо принимать срочные меры по контролю над автошколами, которые в погоне за прибылью "штампуют" горе-водителей в сжатые сроки, в результате чего молодые люди совершают многочисленные ДТП.

В итоге совещания было решено, что на базе БИПКРО будут организованы курсы для подготовки преподавателей, которые могут в дальнейшем обучать предмету ПДД в дошкольных учреждениях и школах.

Преподавание правил дорожного движения и уголок безопасности в каждой школе — мероприятия, конечно, полезные, однако очевидно: если культура самих водителей так и будет оставлять желать лучшего, решение проблемы вряд ли сдвинется с мертвой, в прямом смысле, точки.

^