05.03.2008
При словах "этническая музыка" возникают ассоциации с чем-то традиционным, малоподвижным и интересным только для людей старшего поколения. В том, что это не так, можно было убедиться, придя на фестиваль этномузыки "Звезды Белого месяца". Два дня — 28 и 29 февраля — музыканты из разных стран, разных направлений демонстрировали такое сочетания жанров, звуков, стилей, что невольно удивляешься тому, какой, оказывается, может быть музыка.

Бурятская Даяна Кроу

Она может быть завораживающе-неспешной, как у Баттувшина и Евгения Селезнева, или стремительно-роковой, как у настоящих потомков Чингисхана, фолк-рок-группы "Алтан Ураг". В любом случае, эта музыка живая. И равнодушным к ней не может остаться никто.

Фестиваль действительно впечатляет. И это неудивительно, ведь каждый человек здесь — профессионал. На сцене — только победители, лауреаты различных конкурсов, международных фестивалей. В жюри — директора телеканалов разных регионов, стран, звукозаписывающих студий. Настоящей сенсацией явилось участие в фестивале самого влиятельного продюсера в мире этномузыки Назима Надирова.

Первой на сцену вышла "бурятская Даяна Кроу" Эржена Хайдапова, наша землячка из Санкт-Петербурга. Необычность ее выступления в том, что она исполняет джаз на бурятском языке.

"Эта идея плавно развивалась и оформилась года три-четыре назад, — рассказывает Эржена Хайдапова. — Джаз и бурятская музыка — это два совершенно разных пласта музыкальной культуры. Как ни парадоксально, но в них можно найти что-то общее. Послушав джазовую музыку в исполнении таких великих певиц, как Кассандра Уилсон, можно услышать истинно народную сущность музыки. Конечно, существуют определенные сложности исполнения джаза на бурятском языке. Они кроются в преодолении стилевых преград. Нужно хорошо прочувствовать взаимопроникновение этих культур и по-своему сделать гармоничную музыку".

Эржена работает в союзе с пианистом и композитором из Санкт-Петербурга Дмитрием Протухиным. Вместе они образуют дуэт "Тэнгэри", который стал лауреатом 4-го международного конкурса "Ангел надежды" в Санкт-Петербурге. Дуэт уже выпустил пробный альбом. И сейчас идет работа по продумыванию формата нового диска, рабочее название которого "Алтаргана". В будущем Эржена планирует выйти на мировой уровень. Хочется верить, что это у нее получится. Недаром ее сравнивают с Даяной Кроу. Сама же Эржена к такому сравнению относится положительно. Со смущенной улыбкой на лице она признается, что приятно, когда сравнивают с уже состоявшимися музыкантами.

Эстрадно-мелодичное исполнение Эржены сменилось настоящим ураганом звуков. На сцену вышла монгольская фолк-рок-группа, сотрудничество которой предлагали и Сергей Бодров-старший, и Питер Бросенс, Джессика Вудуорс. "Алтан Ураг" — группа, которая впечатляет. Эти потомки великого Чингисхана необычайно уверены в себе и равнодушны к овациям, которыми их омывает публика. Но эту небольшую звездность им можно простить. Ведь кто еще сможет так воссоздать атмосферу степи, величия Азии в сочетании с энергией современного мира!

World Music

"Это самая первая в Монголии группа, которая играет фолк-рок-музыку!" — с восторгом объясняет их земляк Чимба.

"Этномузыку называют world music (мировая музыка), — рассказывают участники группы "Алтан Ураг". — Это не удивительно, ведь все виды музыки входят в музыку этно. То направление, которое выбрали мы, — это дикая смесь национальных инструментов в современном звучании и безумного рока. Собираясь на этот фестиваль, мы хотели сделать что-то вроде революции. Мы хотели поднять уровень национального инструмента. И нам приятно, что в Бурятии нас хорошо встретили. Мы познакомились со всеми участниками. Некоторые из них нам даже помогли сделать что-то новое в музыке".

То, что "Алтан Ураг" — нечто новое и уникальное в музыкальном мире, признает и Саян Жамбалов, чей проект "Урагшаа" не уступает в оригинальности и самобытности монгольским виртуозам:

— Я много поездил по миру. Бывал в Америке. И могу с уверенностью сказать, что, например, на Западе много этнической музыки. Я много раз слышал то, что демонстрировали нам некоторые участники. Но я никогда не видел и не слушал того, что делает "Алтан Ураг". Высокий класс музыки, которую они играют, совмещается с темой великой степи, вечного голубого неба. Я считаю, что это уже состоявшаяся группа.

Блудные дети Азии

Группа "Урагшаа" под руководством Саяна Жамбалова на фестивале исполнила проникновенную песню, возможно даже, сказание "Бортэн шоноо".

"Однажды в газете я прочитал статью про монголов, которая называлась "Серые волки — блудные дети Азии", — рассказывает Саян Жамбалов. — Мне понравился этот образ "Блудные дети Азии". И под впечатлением этого мифа сочинил песню о волке. Он — и воин, и кочевник, и хищник, и жертва. Он — волк. Бортэн шонэ — это прародитель монголов. Волк — отец, мать — олениха. И это удивительный факт! Как хищник и жертва создали союз?! Это огромная загадка для меня, ответа на которую я так и не нашел. До сих пор я живу этой темой".

"Блудные дети Азии", на мой взгляд, представлены не только бурятами и монголами. В их число входит и русский народ, который гармонично живет с восточными народами. Замечательным доказательством этого является дуэт Баттувшина и Евгения Селезнева под названием "Сагаан дали". Музыку этих красавцев-мужчин характеризует что-то истинно-природное.

"У нас, в Бурятии, мало живого исполнения, — говорит Баттувшин. — Артисты, так или иначе, всегда используют фонограмму — плюсовую или минусовую. Но это все равно никогда не будет музыкой. Этномузыка в моем представлении — это песни, в которых живет дух народа. На мой взгляд, некоторые группы немного не поняли задумку фестиваля и исполняли откровенно эстрадные песни.

Может быть, это произошло из-за того, что организаторы фестиваля не продумали формат. Тем не менее, они молодцы! Я рад, что у нас проходит такое крупное музыкальное событие. Этот фестиваль нужен особенно молодым музыкантам. В дальнейшем, думаю, он будет расширяться. И на следующий фестиваль можно пригласить таких модных музыкантов, как "Хох хээр", "Ятха", известную тувинскую певицу Саянхо, Домог из Монголии. Было бы хорошо, если бы они все собрались".

Сибирская Атлантида

Восточную тематику фестиваля разбавил иркутский ансамбль аутентичной музыки "Сирин". На фестивале ансамбль представил песни из музыкального наследия "Сибирской Атлантиды", деревень, затопленных при строительстве на Ангаре Иркутской, Братской ГЭС.

"Это песня по своему содержанию свадебная, — рассказывает Александр Рогачевский, руководитель ансамбля. — Но свадьба — это ведь пограничное состояние девушки, когда она превращается в женщину. И эта песня отражает драматургию. В ней поется "море всколыхалось от ветра и затопило все луга". Есть что-то мистически-пророческое в этих строках. Потому что так все и произошло с деревней, где родилась эта песня".

За эту способность отражать драматургию песен ансамбль "Сирин" получил свою первую награду на фестивале этнической музыки "Саянское кольцо" (Красноярск, 2005), затем был удостоен первой премии на Brave Festival (Польша, Вроцлав, 2006). Он также участвовал в театральном фестивале The Complete Works RSC (Англия, Стратфорд, 2007).

"Нас привлекают все фестивали азиатских культур, — делится Александр Рогачевский. — Тема, которую поднимаем мы, посвящена старожильским поселениям в Азии. Они живут в согласии с другими народами, с богом, с собой. Их культуры ассимилируются, и получается совершенно новый продукт. Канон русского старожильского поселения, когда оно пришло в Сибирь, не изменился. Но стал другим в акустическом пространстве сам звук. И нам было интересно посмотреть на других участников фестиваля, на то, как они извлекают звуки, как относятся к песенному материалу. И мы поразились тому, как тонко некоторые это делают".

Перечисленные музыканты — это лишь малая толика тех талантов, которые были представлены на фестивале "Звезды Белого месяца". Говорить о них, а тем более слушать, можно бесконечно. Однако время сделать этого не позволяет. И настал момент награждения победителей. Для этой торжественной миссии вышли Норжима Цыбикова, директор фестиваля, и Назим Надиров, председатель жюри фестиваля. Последний признался зрителям, что хочет быть бурятом:

— Несмотря на то, что я только позавчера попал в этот край, мне здесь очень нравится. И я подозреваю, что вы это видите по моей физиономии. Ваше гостеприимство, открытость сердец меня подкупили. Это редкий случай, когда я готов приезжать сюда и делиться своим опытом. Уровень участников был очень высоким. Мы как могли принимали во внимание все факторы.

В итоге в номинации "За артистизм" был награжден Сайдаш Монгуш (Тыва). "За исполнительское мастерство" — Сайлык Оммун (Тыва). "Алтан Ураг" (Монголия) взяли два приза в номинациях "Лучший инструментал" и "Лучший композитор". Музыканты всеми любимого театра "Байкал" Баттувшин и Евгений Селезнев стали "Лучшим творческим экспериментом".

Удивительное исполнение Алдара Дашиева (Бурятии) было отмечено наградой "За сохранение древних традиций". Студентка Пекинского национального университета Намуухан (Китай) поразила жюри "своей грацией, артистизмом и внутренней харизмой". Не остались в стороне и колоритная группа "Урагшаа" (Бурятия). Каждый из участников получил свое признание. Но все-таки Гран-при получил только один коллектив.

"Фестивали во всем мире организуются для того, чтобы дать шанс молодым талантам, — комментирует определение обладателей Гран-при Назим Надиров. — Более чем 20-летний опыт позволяет мне сказать, что мы видим не всю красоту, которую они способны подарить зрителям. Но чутье продюсера подсказывает, что мы еще долго будем гордиться фолк-группой "Аржаан" (Тыва)".

Именно эти молодые ребята, которые два года назад приехали в Бурятию, поступили во ВСГАКИ, стали главными героями прошедшего фестиваля. Практически не умея говорить по-русски, взволнованные победители все-таки поблагодарили жюри, учителей, Бурятию и передали привет своим землякам. Наверняка они сейчас еще не осознают значимости этого момента, но скоро они это поймут в полной мере. Ведь они попали в руки Назима Надирова, и весь мир узнает их имена.

Новые надежды

"Аржаан" — наша новая надежда, это очень большая перспектива , — считает Назим Надиров. — У них есть харизма, большое чутье, искренность, профессионализм. К тому же они молодые. У них есть все шансы, чтобы показать, на что они способны. Вчера ночью, посмотрев их творчество, мы связались с Голландией, и президент крупнейшего лейбла "Пан рекордс Голландия" дал согласие на запись альбома этой группы. Так что скоро в Голландии будет выпущен диск. Хотя это и не входит в условия контракта. Я думаю, это большой подарок молодым студентам из Улан-Удэ. Дай бог, чтобы на следующем фестивале "Звезды Белого месяца" они представили новый диск".

Прошедший фестиваль стал значимым событием не только для группы "Аржаан". Многие участники сделали для себя открытия. Некоторые уже сейчас планируют свои концерты, например в Китае, как группа "Урагшаа". Кто-то получил приглашение участвовать в фестивалях этнической музыки во Внутренней Монголии, Хакасии, которые предположительно состоятся летом. А кто-то, как Баттувшин, Евгений Селезнев и ансамбль "Сирин", обдумывают новый проект. Организаторы же поняли, что напрасны их опасения по поводу того, что народ не поймет перемен, произошедших в фестивале.

"Как и все самое ценное и настоящее в жизни, оно всегда найдет свое признание, — говорит Назим Надиров. — Людям очень понравилась переориентация фестиваля".

По поводу же бурятских музыкантов гуру этнической музыки резюмирует следующее:

— Бурятская музыка меньше всех представлена на мировом уровне. Например, тувинские музыканты популярны благодаря своим друзьям. Есть такое тувинское общество, которое во всем мире продвигает своих земляков. Монгольское искусство тоже известно благодаря Урне Джахар Тугчи. Этого нельзя сказать о бурятских музыкантах. Да, известны в своих кругах Бадма-Ханда, Намгар. Но бурятская культура заслуживает гораздо большего внимания и признания за пределами своей республики. И уверен, этот фестиваль поможет им в этом.

^