12.03.2008
Концепция создания в республике транспортно-логистического комплекса вызвала первые нелицеприятные отзывы. Директор Байкальского института природопользования Арнольд Тулохонов, депутат Хурала, с трибуны парламента публично высказался о том, что республика не должна платить разработчикам концепции за ее создание, т.к. платить там особо не за что. В правительстве хранят полное молчание по поводу концепции, постоянно откладывая и перенося сроки ее презентации. Единственное, что говорят в минэкономики, разработчики концепции получили замечания и сейчас вносят поправки в документ.
Но рано или поздно мысль президента Наговицына превратить республику в крупный транзитный центр перевозок грузов, логистики и т.д. скоро воплотится в бумажном варианте. Руководитель Бурятии возлагает на развитие этой сферы немалые надежды.

— Это сказал не президент Наговицын, а Академия наук многомного лет назад, — говорит Арнольд Тулохонов. — Транспорт может стать основой нашей экономики. Энергетика и транспорт. Если не будет ни того ни другого, экономика не имеет перспектив развития. Это из школьных учебников понятно. Бурятия — это середина России. Пять часовых поясов на восток, пять — на запад. Но чтобы реализовать этот потенциал, надо много думать. Пока же в проекте концепции не видно никаких свежих мыслей.

Сегодня главный перспективный источник импорта и рынок — это Китай. Китай интенсивно торгует, ему надо возить товары. Если бы Бурятия стала главными воротами страны для китайских товаров, то республика зажила бы совершенно по-другому. Но пока транспортные потоки стихийным путем распределяются по другим регионам.

— Если возьмем карту Азии, то Китай строит транспортные сети через Казахстан, — говорит Арнольд Тулохонов. — Вот, например, г-н Пруидзе (известный в Бурятии бизнесмен.— прим. авт.) продает грузовики "Фотон-Хова", такие китайские красные грузовики, похожие на "КамАЗ": Китай сейчас начинает заполнять ими мировой рынок. И Пруидзе мне сказал, что гонит грузовики на продажу в Москву, в Европу через Казахстан. Потому что дорога через Казахстан на две тысячи километров короче, чем по Транссибу. Он гражданин России, но экономические интересы диктуют возить не через Россию, а через Казахстан, это выгодно.

Как отмечает Арнольд Тулохонов, Китай активно строит железную дорогу в Казахстане. Она пройдет параллельно Транссибу. В этом серьезная угроза для будущего транспортно-логистического комплекса в Бурятии.

Кроме того, всероссийские оптовые компании закупают товар из Восточной Азии в Европе, куда он попадает обходными морскими путем: его привозят в Москву и уже оттуда распространяют по всей России (в т.ч. в Сибирь, на Дальний Восток). Товар попусту делает кругосветные путешествия. В Москве всегда располагались не только офисы оптовых компаний, но и склады. Москва — главный регион-склад России. Для Центральной и Южной России во внутрироссийской логистике регионом-складом, конечно, останется Москва. Но сумеет ли республика превратиться в регион-склад хотя бы для сибирских регионов?

— Для того, чтобы стать таким "складом", нужен закон, — считает Арнольд Тулохонов. — Нужны условия наибольшего благоприятствования. Я почему поставил на сессии вопрос о законе о приграничном сотрудничестве? Потому что развивать надо приграничные территории. Я выдвинул три законопроекта, а на них крест поставили. Ответ от Гершевича (спикер Хурала) есть, что они неперспективные.

Китай создал максимум благоприятствования для развития приграничных территорий. А мы в это время создали 40- километровую пограничную зону. В Кяхту нельзя заезжать без пропуска. Весь мир открывает границы, а мы закрываем. В этих условиях никаких перспектив для приграничных территорий Сибири нет. В том числе для Бурятии. Если все так пойдет дальше, то, как говорит Арнольд Тулохонов, транспортно-логистический комплекс — это пустой звук.

^