12.03.2008
Юрист Аграфена Грудинина призывает всех жителей республики учиться защищать свои права, активно проявлять свою гражданскую позицию в отношении нарушения наших прав жилищными организациями и дает практические советы по поводу того, как заставить управляющие компании и ЖЭУ выполнять свои обязанности.
В соответствии с требованиями законодательства РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг, ЖЭУ обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни и здоровья. В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу ЖЭУ.

Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить сведения о лице, принявшем заявку (ФИО), регистрационный номер заявки и время ее приема.

Также он обязан согласовать с потребителем точную дату и время проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала предоставления услуг ненадлежащего качества, которая считается со времени подачи потребителем заявки. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю, а второй остается в ЖЭУ.

Данный акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты ЖЭУ неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

ЖЭУ должны соблюдать все необходимые нормы и правила. К примеру, отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается. За каждый час отклонения температуры воздуха размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера оплаты, определенной при отсутствии приборов учета из нормативов потребления коммунальных услуг, за каждый градус отклонения температуры. Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Правила обязывают ЖЭУ вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения. В течение двух рабочих дней с даты получения обращения ЖЭУ обязано направить потребителю извещение о его приеме и последующем удовлетворении либо отказе с указанием причин отказа.

Если ЖЭУ в нарушение указанных Правил не принимает мер по устным заявкам, не сообщает о результатах их рассмотрения, чем нарушает ваши права, то вам необходимо обратиться за защитой своих прав с письменным заявлением в Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по месту жительства. В заявлении указать даты устных и письменных обращений в ЖЭУ, фамилии и адреса свидетелей, которые могут подтвердить обращения, при наличии приобщить копию письменного заявления в ЖЭУ.

На практике факты устных обращений в ЖЭУ по поводу непредоставления коммунальных услуг либо их ненадлежащего качества труднодоказуемы, так как при этом не присутствуют свидетели, а потребители не требуют сообщить им регистрационный номер своей заявки. Поэтому необходимо обращаться в ЖЭУ с письменным заявлением в двух экземплярах, потребовав работника, принявшего заявление, расписаться на экземпляре потребителя с указанием полностью фамилии, должности, даты принятия и штампа ЖЭУ.

^