26.03.2008
В Улан-Удэ появились трамваи с ярко-красными надписями, которые сообщают, что грядет 50-летие трамвайного движения. День рождения городской трамвай отмечает в декабре, а гостей ждут здесь уже в июле. Ждут гостей, поправляют хозяйство и вспоминают прошлое.

Первый трамвай отправился в путь по городу 16 декабря 1958 года. Это его официальный день рождения. Сама идея пустить по городу трамвай появилась в 1953-м, и через три года началось строительство первой очереди. Стройку объявили общенародной: на субботники выходили самые разные трудовые коллективы. Будущих водителей трамвая отправляли учиться в Иркутск, там трамвайное депо появилось пятью годами раньше. А вот сейчас уже иркутяне ездят к нам учиться работе с современными вагонами.

Первые рельсы

Первые рельсы протянулись от Заудинского кольца — оно располагалось примерно на том месте, где сейчас у моста выстроен "Колорит", — до ПВЗ. Там сейчас конечная "четверки", а прежде было первое трамвайное депо, рассчитанное на 25 вагонов.

С запасом, потому что начинался трамвайный парк с 18 вагонов КТМ-1 — маленьких двухосных моделей. Тогда не было возможности обеспечить условия не то что для удобного обслуживания поездов, но даже для быта работников. Ремонт, осмотр вагонов — все это в любую погоду производилось прямо на путях.

Уже через несколько лет парк вырос до 74 единиц, и поэтому к 1967 году наконец было выстроено нынешнее трамвайное депо в Октябрьском районе. А через два года по Улан-Удэ забегали новые модели вагонов — четырехосные, современнее и вместительнее прежних. К 1973 году в городе остался только трамвай КТМ-5М3. Он хорошо знаком каждому улан-удэнцу, именно он, с ярко-красными ребристыми боками, и до сих пор возит пассажиров по всему городу.

Правда, в ближайшем будущем эта модель после многих лет верной службы тоже займет свою нишу в истории, уступив место современным трамваям. А пока что он возит людей, носит на себе рекламные вывески, а пять вагонов умельцы депо переоборудовали для обслуживания трамвайного хозяйства. Это половина всех машин, которые используют для ремонта пути, очистки его от снега и для прочих нужд.

Но вернемся к истории. В советское время трамвайное движение развивалось если не семимильными шагами, то вполне планомерно. Конечно, появление новых линий зависело от роста промышленности в столице республики, нужд горожан.

Вторую линию движения открыли в начале 1960 года: 5,8 километров пути от Шишковки до улицы Мухина, позже переименованной в проспект 50-летия Октября. Через полтора года пять с половиной километров рельсов протянулись от Заудинского кольца до Суконной фабрики, еще через год построили шесть с лишним километров от трамвайного депо до поселка Никольский (район нынешней остановки "20а квартали").

Затем строительство пошло медленнее, через пять лет, в 1975-м, трамвай связал сообщением поселки мелькомбината и Никольский, в 1981 он прошел через Новый мост по участку База — Стрелка. Потом появилась линия ТСК — 40-й квартал, и в 1989 году схема движения обрела современные очертания после того, как было закольцовано движение от проходной ЛВРЗ до Стрелки.

Самое последнее изменение произошло в сентябре прошлого года, с пуском в эксплуатацию развязки у Нового моста. В Улан-Удэ снова появились вагоны с номерами 1 и 2, но, конечно, это совсем не те маршруты, что существовали в 50—60-е годы. Общая протяженность трамвайных путей сегодня — 48,2 км и еще 6,5 — в депо. За почти 50 лет улан-удэнский трамвай перевез 1,5 миллиарда пассажиров!

Как трамвай в дом врезался

Отпечатки истории трамвая и по сей день можно увидеть на улицах города — это остатки рельсов уже исчезнувших путей и маршрутов. Например, на улице Балтахинова. Несколько десятилетий назад трамваи спускались вниз от остановки "Советская" прямо, а не сворачивая налево под путепровод, как сейчас.

Впрочем, тогда и путепровода еще не было, а рельсы шли прямо вниз по Коммунистической до пересечения с улицей Кирова и уже там под прямым углом сворачивали налево. Увы, резкий спуск не давал возможности тормозить плавно, в шестидесятые это привело к трагедии: у одного из вагонов как раз на этом опасном участке пути отказали тормоза. Трамвай вынесло с рельсов и швырнуло об стену дома (ныне снесенного, на месте которого выстроен банк). К счастью, ошибку учли, и вскоре движение пустили по более пологому склону пригорка. Подобный трагический случай — единственный в истории улан-удэнского трамвая.

Нарядные "юбилейные" вагоны, о которых упоминалось в самом начале материала, украшены бодрым девизом: "Мы будим город по утрам". Действительно, раньше тех, кто отвечает за работу трамвая, просыпается мало улан-удэнцев. Чтобы в 5:45, строго по расписанию, первые трамваи отправились из депо на линию, водителям и кондукторам — а это в большинстве своем женщины — нужно встать задолго до рассвета и принять свой вагон перед сменой.

— Если вагон стоит на улице, мороз -40, то в вагоне может быть и -45, — говорит директор Управления трамвая Николай Хонгоров. — Конечно, мы стараемся нагреть вагоны. Смена длится семь часов, шестидневная рабочая неделя. Мечтаем давать два дня выходных, но пока не получается, не хватает штата. Биржа труда переполнена, а у нас при этом нехватка порядка ста человек!

— А ведь в девяностые трамваи спасли очень многих людей, — продолжает Любовь Яковлева, начальник производственно-технического отдела. — В водители, кондукторы шли инженеры, врачи, учителя, чтобы выжить. У нас тогда почти все работники были с высшим образованием.

На юбилей приедут специалисты трамвайных депо других городов, чтобы изучить опыт работы в условиях Сибири новых вагонов модели 71-619. Таких в Улан-Удэ уже 18, еще два ожидаются в мае. Это около трети вагонов, выходящих ежедневно на линию. Всего их в парке 65. Два — всегда в резерве на путях на ПОШ, еще пять-шесть — в резерве в самом депо, несколько штук, как правило, находятся в ремонте. Для этого оборудованы огромные ангары, где чинят трамваи, их отдельные детали.

Тяжелые 90-е

— В девяностые, когда другие продавали все, мы постарались купить станки, возвести нужные постройки, ведь знали, что у трамвая есть будущее, — рассуждает Николай Иннокентьевич. — Хотя было трудно, в то время нас сильно подсадил закон, согласно которому 42 категории граждан пользовались правом льготного проезда, а мы за это не получали ни копейки! Это более ста миллионов рублей в год. А представляете, что было бы, получай мы эти деньги каждый год? В девяностые пришлось экономить на всем, особенно на заработной плате, хорошо, что люди нас поняли, и депо не развалилось, как многие предприятия.

Сейчас тоже приходится экономить на чем получается, ведь цена проезда более чем в два раза ниже его рассчитанной себестоимости. Только это не причина отказываться от ухода за хозяйством. Поэтому депо работает круглосуточно. С приходом сюда в 23:30 последнего трамвая начинается неизвестная горожанам жизнь электрических машин.

Сначала трамваи, пока они стоят на улице, чистят, подметают внутри, затем загоняют в цеха и с помощью смотровых канав проверяют — нет ли неполадок. На месте все исправляют, и каждый день выдают трамваям паспорт готовности. Ночью же ведутся и работы на путях, проверяется электрическое хозяйство, чтобы не прерывать движения днем. И уже составляются наряды на приближающееся утро.

До перестройки, вспоминает Любовь Михайловна, территория депо была просто завалена металлоломом. Сейчас бесхозных железок не найти — все пошло в дело для починки и наладки. И даже старые колеса не пропали — их вкопали вдоль дорожек и покрасили. Рачительно и аккуратно. Списанные вагоны разбираются на "донорские органы". Поэтому в Улан-Удэ уже не найти старых моделей трамваев: что не ушло на переработку в советское время, то использовали уже сейчас.

Конечно, в Управлении трамвая строят планы на будущее. И самое ближайшее, и отдаленное. Нужно построить депо на Стрелке, которое когда-то планировалось соорудить на пустыре, где теперь расположился "Тумэр Морин", значит, место необходимо подыскать другое. Но его необходимость — факт. Нынешнее депо рассчитано на 47 трамваев, сейчас оно переполнено. В принципе, это и хороший знак, ведь когда-то в Улан-Удэ в депо находилось до 105 вагонов, 73 из них были готовы выйти на линию, а курсировало по городу до 67.

Бархатные пути

Еще в планах — идея "бархатных путей", рассказывает директор управления. Тогда поездки стали бы бесшумными, исчезла бы тряска. Такие технологии есть, и сотрудники управления трамвая ею владеют, вопрос лишь в финансах. Вообще, в депо работают поистине народные умельцы. Так, при сооружении путей на развязке проспект Строителей — проспект Автомобилистов они смонтировали уникальное для России трамвайное кольцо, на котором действует восемь (!) стрелок, в т.ч. 4 автоматических. Все это без заводских разработок и проектов. И благополучно действует.

Есть желание полностью обновить парк машин. Новые вагоны Усть-Катавского завода не только удобны и водителю, и пассажиру, но еще и красивы. Их даже не отдают под рекламу, хотя очередь на размещение на старых вагонах расписана на год вперед.

— Рекламодатели даже сами предлагают повысить цены, чтобы отбить конкурентов, — делится Николай Хонгоров. — А соседи удивляются, как нам удалось привлечь такое количество желающих.

Подарок работникам депо — недавний ремонт в бытовых помещениях. Теперь тут евродушевые, раздевалки, чистые и светлые. На Шишковке, на конечной, появится столовая, чтобы не гонять впустую через весь город вагоны с неутешительной табличкой "в депо": и пассажирам расстройство, и расход на миллионы. Продолжаются добрые традиции: каждый год здесь соревнуются в мастерстве водители и кондукторы, а пошедших в первый класс детей сотрудников 1 сентября катают по городу в наряженном вагоне.

Улан-Удэнский трамвай сохранился даже в те годы, когда в два-три раза сокращалось или вовсе закрывалось движение в других, более благополучных городах. В Управлении трамвая, конечно, благодарны за это администрации города, как и за покупку новых вагонов уже в последние годы. А еще здесь считают, что один из главных залогов успешной работы — это порядок во всем. Будет порядок — будет и благополучие, надежность. И каждое утро нас будут будить трамваи.

^