02.04.2008
Этот материал адресован тем будущим автовладельцам, которые насобирали денег только на подержанный автомобиль или принципиально выбирают правый руль с его уникальными моделями и головокружительным обилием модификаций. Поскольку тема покупки машины поистине неисчерпаема, сегодня мы сосредоточимся на одном немаловажном аспекте. Приоткроем завесу тайны над разношерстным племенем продавцов, которые встретятся вам при поиске машины на рынке или по объявлению.

Прежде всего, вам нужно знать, что люди, продающие автомобили, делятся на две группы. Первая — это случайные продавцы, наши с вами коллеги-автовладельцы, которые решили поменять машину.

С ними сотрудничать легко, торговаться просто, и при покупке машины с пробегом вы бесплатно или за чуть более высокую цену получите немало бонусов от такой мелочи, как адаптированное радио или новенький аккумулятор, до второго сезонного комплекта колес или крутейшей охранной системы.

Узнать непрофессионального продавца легко: он не начнет вам предлагать обмен или покупку еще пяти-десяти вариантов, а если машина вам чем-то не понравилась, он постарается пойти вам навстречу и будет "подвигаться" по цене в процессе торга.

Для любителя продажа машины — редкое событие, заработать на этом он не прочь, но не ставит выгоду целью, цель иная — сменить машину. Встретить любителя можно и на рынке — скорее всего, он будет там только в выходные или праздничные дни. Чтобы не переплачивать, советую приобретать машину именно у непрофессионала.

А вторая, более многочисленная группа продавцов — это акулы рынка, профессионалы с цепким взглядом и умением торговаться до хрипоты. Через их руки проходит такой поток машин, что вам и не снилось: до нескольких штук в неделю! Поэтому вы для любого из профи — всего лишь один потенциальный, теоретически возможный клиент.

Таких клиентов много, и на каждом можно и нужно заработать. Именно поэтому эти славные люди и торчат на авторынках в любую погоду. Узнать их легко: они круглый год одеты в одежду спортивного стиля и имеют на огромных связках по десять-двадцать ключей от машин. Ну и самих машин, соответственно.

Схемы давно отлажены и работают четко. Все просто, деньги — машина, никаких скидок (кроме редчайших экземпляров, зависающих на рынке на полгода).

Настойчиво не рекомендую покупать пробежную машину у перекупщика без высококвалифицированной комиссии. Во-первых, клясться, что автомобиль имеет абсолютно целый кузов притом, что следы ремонта видны повсюду — это для перекупщика дело обычное (если бы сама не сталкивалась — никогда бы не поверила в такую наглость). Очень невинными на этом фоне выглядят уловки вроде приспущенных колес для комфортности подвески, 95-й бензин в баке вместо 92-го — чтобы машина ехала резвее; бывает и смесь стружки свинца со смазкой в умирающих ШРУСах, чтоб поначалу не хрустели.

Учтите и нещадную наценку: после покупки машины у обычного автолюбителя она может достигать 20, 30 и 50 тысяч рублей. В особо тяжких случаях — 20—30%.

Чтобы не пролететь, перекупщик должен обладать твердостью характера, очень хорошо разбираться в автомобилях и досконально владеть ситуацией в своей сфере продаж.

Торговаться с профессионалом очень трудно, потому что таких, как вы, "покупашек" у него — вагон и маленькая тележка, и ему безразлично, кому он продаст машину, безразлично — сегодня, завтра или через неделю. Профи знает, что абсолютно любую машину можно продать — рано или поздно, дороже или дешевле.

Если же перекупщик покладисто скидывает цену или машина изначально стоит с ценником ниже среднерыночного, это повод поискать другую. Могу рассказать не одну печальную историю о своих друзьях, которые купили за 80% от средней стоимости ушатанные машины, соблазнившись именно дешевизной. Уставшие автомобили плохи тем, что к невысокой стоимости самого ветерана прилагаются расходы на текущий ремонт в размере до 50, а то и 100 процентов от цены самой машины.

Убитый автомобиль можно купить где и у кого угодно, даже у обычного автолюбителя с самыми честными в мире глазами, но после прогулки с опытным экспертом по той же Приречке вера в чистоплотность наших уважаемых перекупов сильно страдает. Битых и некачественно деланных машин там столько, что желающие сменить автомобиль невольно задумываются: а может на фиг его, этот рынок, не лучше ли еще на своей поездить?

Среди беспробежных автомобилей битых тоже полным-полно, но ремонт, который производился в Японии, не сравнишь с нашим. Взять японскую шпатлевку ("шпаклю") — она пластичная и при повторном ударе гнется вместе с металлом, а не отваливается крупными кусками и пластами. Кстати, чтобы "шпакля" покинула насиженное место на кузове, не обязательно бить машину. Например, после мойки в холодное время года или просто по истечении срока службы шпатлевка с большим удовольствием трескается.

Нельзя не упомянуть перегонщиков — они сами пригоняют автомобили из Владивостока, Уссурийска и других городов. Стоимость машины у перегонщика складывается из цены машины на Востоке, издержек на доставку и на содержание, гонорара себе любимому и накрутки для торга. Сложилось ощущение, что с ними общаться немного проще, чем с перекупщиками, они больше трудяги, чем торгаши. На Приречке перегонщики кучкуются в неогороженной части рынка, они не оставляют автомобили на ночь, приезжают по утрам и уезжают после трех — прямо как на работу. Машины у перекупщиков стоят в огороженных рядах за цепями под замком.

Напоследок еще пара советов по нашей теме. С любым продавцом вести себя следует правильно, то есть вежливо, но твердо. Если машина вам понравилась, кузов в порядке, она заводится, попросите пробную поездку. Продавец может вам отказать, ссылаясь на то, что ему придется заплатить за въезд (на Приречке такое правило), но без "покатушек" покупать не стоит.

Обязательно посмотрите документы на машину, и внимательно. Если она на номерах, изучите список предыдущих владельцев в генеральной доверенности, если на транзитах — почитайте ПТС.

Увы, любой автомобиль рано или поздно приходит в состояние, когда ему необходима дорогостоящая терапия. К сожалению, у нас метод решения проблем, которые такая машина создает, очень прост: машину продают. Не покупайте себе проблему!

^