02.04.2008
Мы заказали шкаф в одном из мебельных магазинов города. Через месяц его должны были привезти. Но прошло уже почти три месяца, а о нем ни слуху ни духу. Но самое главное, что мы никак не можем дозвониться на фирму: по телефонам, указанным в договоре, никто не подходит, а сотовые просто не обслуживаются. Как быть в такой ситуации? С.И. Матвеев.

Отвечает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Баир Ботоев:

"Судя по вопросу, Вами был заключен договор на изготовление и доставку шкафа. Первое, что следует предпринять в подобной ситуации — посетить офис продавца (изготовителя) и убедиться, что фирма существует.

А накануне визита необходимо внимательно изучить договор, особенно пункты, касающиеся ответственности исполнителя за просрочку доставки. Кроме того, нужно составить претензию в двух экземплярах. Согласно п. 1 ст. 28 закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Вы можете предъявить фирме следующие требования:

— назначение нового срока исполнения обязательств по доставке шкафа;

— требование об уменьшении цены за выполненную работу (если, конечно, работа вообще была выполнена!);

— отказ от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возврат денег.

Вместо перечисленных требований потребителю также предоставлено право требовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Срок, в течение которого требования потребителя должны быть удовлетворены, составляет 10 дней с момента вручения претензии. Однако это не все санкции, которые можно применить к фирме.

Следует посчитать время просрочки исполнения обязательства по доставке шкафа, начиная со следующего дня после заключения договора по день предъявления претензии. Полученное количество дней нужно умножить на 3% от цены выполнения работы (оказания услуги). А если она договором не определена, то от общей суммы заказа.

Именно такой размер неустойки установлен п. 5 ст. 28 Закона за нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг). Этим же пунктом ст. 28 предусмотрено, что в договоре может быть установлен более высокий размер неустойки.

Поэтому заглянуть в договор будет совсем нелишним. Определившись с требованиями и суммой неустойки, укажите все это в претензии. Кстати, в нее нужно вписать и фразу о том, что если требования потребителя не будут удовлетворены, он оставляет за собой право обратиться в суд.

Претензию нужно вручить во время визита в офис представителю фирмы под роспись на втором экземпляре. Если же там откажут в приеме бумаги, идите в ближайшее отделение почты и отправьте претензию заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Впрочем, может так случиться, что фирмы не окажется по указанному в договоре адресу. Уехала она куда-то, ищи ветра в поле! К сожалению, место регистрации (юридический адрес) не всегда совпадает с фактическим местонахождением компании. Отыскать "беглянку" можно, например, таким образом.

Найдите в договоре индивидуальный налоговый номер (ИНН) фирмы и обратитесь в налоговую инспекцию с запросом выдать выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Узнав, таким образом, адрес регистрации (юридический адрес), направьте претензию на него. Если же и в этом случае Вы не получите ответа, остается только одно — обращаться в милицию для розыска фирмы-мошенницы. Но это уже уголовное, а не потребительское дело".

^