09.04.2008
При общении с педагогами города на эту животрепещущую тему поражает одна вещь — это то, как опасаются репрессий со стороны Министерства образования простые учителя и даже директора школ. После, как минимум, получасовых горьких возмущений по поводу создающейся ситуации почти каждый из работников образования убедительно просит о том, чтобы журналисты не упоминали в статье его имя. Надо полагать, столь массовый страх в учительской среде возник не на пустом месте, и риск потерять работу, если "высунешься", существует. Возможно, именно в этом и кроется причина пробуксовки реформы — без обратной связи, без критики, решения чиновников выходят на свет сырыми и неприспособленными к жизни.

Масло в огонь

Понятно, что реформа сейчас находится на стадии внедрения, и без ошибок и недоразумений обойтись в этом случае сложно. Но бесконечно списывать то, что происходит, на временные трудности невозможно. Ситуация настолько обострилась, что многие педагоги тех школ, где с 1 сентября 2007 года внедрена новая система финансирования, уже не могут спокойно работать.

И переход ста процентов школ республики на эту неотработанную систему подольет масла в огонь — уже в мае все учителя республики получат новые зарплаты. А если Министерство образования не может разобраться в ситуации с несколькими школами, то что будет, когда в эксперимент войдут все?

Сейчас из школ, перешедших на подушевое финансирование, которые обошел корреспондент "Номер один", только в одной — 35-й — дела обстоят более или менее сносно, то есть пока там не было ни сокращений, ни уменьшения доходов учителей по сравнению с прошлым годом. В остальных школах ситуация намного сложнее, а кое-где и вовсе критическая.

Например, в 49-й школе сокращено 38 учительских ставок! А особенно жестко новая система финансирования прошлась "по душам" педагогов дополнительного образования, ведь, чтобы хоть как-то сохранить зарплаты и рабочие места основным преподавателям-предметникам, директора предпочитают, а вернее просто вынуждены, избавиться от психологов, вожатых, руководителей кружков, секций и прочего дополнительного образования.

— Сейчас почти везде проводятся сокращения, особенно это касается работников дополнительного образования, — сетует преподаватель школы 49 Татьяна Алексеевна Берлина, — группы продленного дня, спортивные секции, театральные и прочие кружки закрываются, а куда идти детям после уроков? Получается, что на улицу! И будет неудивительно, если после таких сокращений у нас в городе начнет расти преступность среди детей.

Учителя ответили за плохую рождаемость

Уменьшение зарплат по сравнению с прошлым годом произошло у многих учителей. Но справедливости ради стоит отметить, что, у некоторых, к примеру, у учителей начальных классов заработная плата, наоборот, резко возросла. Произошло это потому, что по методике начисления зарплаты учитель получает деньги за количество обучающихся по каждому предмету, а учитель начальных классов, как известно, ведет сразу несколько предметов.

Да и учеников в начальных классах значительно больше — в начале века рождаемость в республике пошла вверх. Вышло так, что учителя старших классов проиграли от реформы, то есть они наказаны за демографический провал 90-х. Но если сейчас сократить число учителей старших классов, уменьшить им зарплату, то кто будет учить нынешних первоклашек, когда они подрастут?

Большинство опрошенных педагогов считают, что новая система не была до конца проработана. Это приводит к постоянной путанице. И чиновники лишь продолжают ее усугублять: приказы пишутся один за другим, зачастую противореча друг другу.

Сейчас во многих коллективах начались серьезные конфликты, из-за того, что разница в зарплатах для многих непонятна. Многие из участников эксперимента с 1 сентября до сих пор не знают, сколько же они должны получать на самом деле. Одна из задач реформы — давать зарплату педагогам по результативности труда. Но как ее оценивать?

— Наш труд сложно подвести под какие-то параметры, а вот эта система пытается это сделать. За это балл и за это балл, за это — нет. И многие не согласны с таким подходом, — говорит преподаватель Ольга Плешко.

"Ученико-час", подушевое финансирование, погоня за баллами и олимпиадами... В такой суете забывается самая главная задача учителя — качественное обучение ребенка.

— Мне кажется, что сейчас, как и в 90-е годы, когда учителя вместо того, чтобы учить, бастовали и митинговали, есть опасность, что из стен школ может выйти "потерянное" поколение детей, — говорит один из директоров улан-удэнских школ.

Увольняют "по собственному желанию"

О том, как относится к сложившейся ситуации профсоюз учителей города Улан-Удэ, мы узнали от его председателя Натальи Федотовой. Вот как она прокомментировала вопрос о сокращении учителей в Улан-Удэ:

— В Улан-Удэ в некоторых учреждениях происходит массовое увольнение работников, - говорит Наталья Федотова. - Поскольку по соглашению между комитетом по образованию и городским комитетом профсоюза определено, что если более 10% от общего числа работников образовательных учреждений идет под сокращение, то обе стороны признают это массовым сокращением. К примеру, в той же 49-й школе сокращено 23% от общего количества работников.

По словам Натальи Владимировны, бывает, что эти сокращения производятся не в соответствии с трудовым законодательством. B профком уже были обращения с жалобами о несоблюдении всех необходимых процедур при сокращении. Многих учителей вместо того, чтобы сократить и выдать выходное пособие по сокращению, настойчиво просят написать заявление об уходе по собственному желанию.

Кроме того, профсоюз выступает против повального уничтожения дополнительного образования в школах. Сейчас комитетом по образованию готовится предложение о том, чтобы ставки работников дополнительного образования взял на себя муниципальный бюджет, и работники были зачислены в штаты Дворцов творчества, подростковых клубов, и при этом оставались бы работать при школах.

Как считают учителя, терять допобразование в школах никак нельзя, ведь это, во- первых, развитие творческих способностей у детей, а во-вторых, занятость детей. Но возьмет ли на себя дополнительное образование мэрия Улан-Удэ? Ведь, для этого нужно в весьма сжатые сроки пересматривать бюджет, изыскивать средства...

— Президент республики еще в сентябре на встрече с профсоюзами заявил, что ни одного педагога не оставят без рабочего места, их все равно трудоустроят, поскольку есть масса вакантных должностей. Вячеслав Наговицын сказал: "Мы будем их переучивать, у нас есть деньги на процедуру сокращения, то есть ни один ваш работник не пострадает". Это было сказано 10 сентября 2007 года, когда этот вопрос поднимался, — заявляет Наталья Федотова. — Тем не менее, сейчас получается, что Президент на контроле эту ситуацию не держит.

Профсоюз слышать не хотят

Отдельный вопрос по поводу зарплат педагогов. С тем, что она вопреки обещаниям стала снижаться, профсоюз мириться не собирается:

— Прежняя идеология введения новой оплаты труда напрочь пересмотрена, — говорит Наталья Федотова, — Сейчас у нас идет падение заработной платы у части педагогов. Мы ставили об этом вопрос на примере второй школы, где произошло заметное снижение уровня зарплат. В итоге принято решение о выделении средств на выравнивание заработных плат до того уровня, который был у работников образования до внедрения новой системы оплаты. Но это лишь разовая акция.

Наталья Федотова согласна с тем, что схема работы по новой системе во многом недоработана. Оттого еще больше вопросов вызывает ускоренный перевод всех школ на новую систему в апреле 2008 года. Куда спешим и кого мы хотим удивить такими темпами — вопрос открытый.

— Основные проблемы, которые у нас вызывают беспокойство -это необоснованные сокращения и падение заработной платы у педагогов, — говорит Наталья Федотова. — Если не будут предприняты меры по выравниванию такой ситуации, то мы будем вынуждены прибегнуть к коллективным действиям, чтобы отстоять права наших работников. Пока что нас никто не слышит, поскольку на одном из совещаний в Москве министр образования республики заявил, что в Бурятии реформой довольны абсолютно все, кроме кучки профсоюзных лидеров.

P.S. "Номер один" будет внимательно следить за дальнейшим развитием ситуации. Приглашаем к дискуссии министерство образования РБ, педагогов республики и родительскую общественность. О своих проблемах, вопросах и предложениях сообщайте по телефону редакции: 297-046.

^