09.04.2008
Стройные ряды бурятских куколок-красавиц, бронзовый толстячок, красочный воин-кочевник — прошедший конкурс "Лучший туристский сувенир Бурятии" собрал 77 работ. Но лишь шесть участников получили финансирование сувенирного производства.

— Подобные конкурсы в Бурятии ранее проводились, — рассказывает Александр Тогочеев, оператор конкурса. — Но их участники лишь получали поощрительные призы. Заказчики данного конкурса — Агентство по туризму и Министерство экономики. Следовательно, и направленность мероприятия — экономическая.

Организуя этот конкурс и финансируя бизнес-проекты участников в размере 50 тысяч рублей, Республиканское агентство по туризму и туристская компания "Фирн-Трэвэл" ориентировались на такие эффекты, как снижение себестоимости, увеличение качества продукции, ассортимента.

— "Лучший туристский сувенир" — это не только популяризация туристских возможностей, но и стимулирование предпринимательской инициативы, — говорит Людмила Максанова, руководитель Республиканского агентства по туризму. — Когда приходишь в магазин и видишь сувенирную продукцию, то производителями, как правило, являются Китай, Монголия. Бурятия всегда славилась мастерами. Так почему же нам не заполнить полки магазинов своей продукцией? То, что во всех номинациях присутствуют изделия из разнообразных материалов — бронзы, рога, металла, дерева — говорит о широком диапазоне мастерства художников. И их продукция должна иметь промышленный характер.

Участие в конкурсе приняли все районы республики. Жюри в составе семи человек, представителей туристических фирм, Республиканского центра народного творчества, отдела туризма городской администрации, рассмотрело 77 заявок. Они оценивали, насколько работа соответствует понятию "туристский сувенир", ее направленность на развитие, обоснованность бюджета. Этим требованиям соответствовала, например, работа Цыденбала Цыренова. На его воина-кочевника ушло 10 штук рогов.

— Эта работа экспериментальная, — рассказывает Цыденбал Цыренов. — Я начал ее делать зимой. И буквально неделю назад закончил.

Цыденбал Цыренов творчеством занимается столько, сколько помнит себя. С детства он то рисовал, то создавал аторские работы. После конкурса он решил превратить сувенирное производство в бизнес. По признанию мастера, планы у него большие, проекты интересные. Например, Цыденбал Цыренов хочет создать лук и стрелы Гэсэра. Как прогнозирует автор идеи, этот сувенир и доступен, и красив. Так что можно конкурировать с монгольской продукцией.

Составить конкуренцию другим странам способен и курумканский лицей, творческие личности которого умеют расписывать тарелки, создавать национальных кукол и шить костюмы. Впечатляют работы и Юрия Эрдынеева, члена Союза художников России. Они выполнены преимущественно из бронзы и серебра. Стоимость работ колеблется от 200 рублей до 200 тысяч рублей. 200 тысяч рублей — такова цена бронзовых скульптур высотой в метр.

— Их заказывают частные лица, — рассказывает Юрий Эрдынеев. — Создавать скульптуры я начал совсем недавно. Наверное, из-за того, что это направление для меня новое, оно и является самым любимым. В основном я изображаю бурятские мотивы: природу, традиции. А идеи подсказывает сам материал.

Юрий Эрдынеев — автор нулевого километра и один из авторов фонтана на улице Ленина. Полтора года назад он решил заняться сувенирным бизнесом, хотя изготовлением сувениров он занимается уже 20 лет. Большой выгоды пока нет, но мастер уверен, что это будет длиться недолго. Одним из наиболее перспективных его планов является освоение ниши бурятского столового серебра. По словам Юрия Эрдынеева, эта ниша на данный момент свободна и способна приносить значительный доход. Интересные идеи имеются и у Аллы Павловой:

— Нам с мужем Павлом хотелось бы поэкспериментировать, создать ювелирные украшения, в которых сочетались бы кость и серебро. Для этого и были нужны 50 тысяч, которые мастера получили как победители конкурса. Большинство покупателей составляют туристы, гости республики.

В число остальных победителей входит Администрация МО СП "Еланское", руководитель которой — Татьяна Филатьева. ООО "Арт-гостиная" также получила финансирование. "Арт-гостиная" давно известно своими промоушн-сувенирами: брелками, магнитами, футболками, как в Бурятии, так и за ее пределами.

По истечении 6 месяцев победители должны будут подготовить отчет о проделанной работе и представить их на рассмотрение организаторов. От того, насколько эффективно сложится их деятельность, зависит и то, станет ли "Лучший туристский сувенир Бурятии" ежегодным или нет. Так или иначе, но уже сейчас предусмотрена государственная поддержка сувенирного производства.

^