28.04.2004
Цам давно привлекает внимание интересующихся культурой буддийского мира. В 1996 году элементы буддийского представления были использованы известным деятелем культуры РБ Виктором Китовым. Музыка и костюмы, изготовленные в духе этой грандиозной буддийской мистерии, придали неповторимый восточный колорит балету "Сила любви".
Канвой сюжета хореографической картины стала история любви юноши и девушки, основанная на тувинских народных сказках. Тува, как и Бурятия, буддийский регион, и это проявляется очень сильно. Музыкальную часть написал маститый тувинский композитор Владимир Тока (Председатель Союза композиторов Тувы). Он назвал ее музыкой к одноактному балету-мистерии "Цам", однако в окончательном варианте постановка получила иное название.
— Постановку нельзя назвать Цамом в чистом виде, — говорит Виктор Китов. — Музыка и костюмы, да, они сделаны в традициях буддийской мистерии. Но вот танцы, хореография, их ставил тувинский хореограф Орлан Монгуш, мало относятся к Цаму. И поэтому наш спектакль нельзя назвать постановкой Цама, это было бы неверно. Но мы широко использовали ряд его атрибутов.
Первый показ состоялся во время турне ансамбля народной музыки "Сибирский сувенир" по Франции. Потом он демонстрировался в театре при ВСГАКИ, на фестивале "Байкальские встречи". Маски, сделанные в русле традиций Цама, до сих пор хранятся в запасниках Академии культуры.
^