16.04.2008
Статья о ходе реформы системы финансирования образования, опубликованная в прошлом номере нашей газеты, вызвала широкий общественный резонанс. В первую очередь откликнулось министерство образования, направив в адрес редакции развернутый ответ, в котором основным посылом было то, что все решения министерства доступны для критики. При этом в ответе отмечено, что конкретных жалоб министерство не получает.

"Мы не можем согласиться с тем, что нет обратной связи министерства с обществом, — отметил в ответе министерства образования республики руководитель пресс-службы этого ведомства Баяр Жигмытов. — С 2005 года при министерстве образования и науки Республики Бурятия открыта переговорная площадка для всех участников процесса образования в Бурятии на сайте министерства.

В министерстве ведется работа с письменными жалобами и предложениями, они обязательно учитываются при подготовке и коррекции уже принятых решений. Также министерство в плановом порядке организует телепередачи, радиолинии на русском и бурятском языках, "прямые линии" в газетах".

Как отмечает Баяр Жигмытов, в 144 школах Бурятии, участвовавших в эксперименте по повышению доходов учителей, никто из учителей не получил зарплату ниже прежнего уровня, и на этот счет конкретных жалоб в министерство не поступало. Напротив, мониторинг бюджетов этих экспериментальных школ, проведенный министерством, показывает, что зарплата учителей в ходе эксперимента повысилась на 20—50 процентов. Не проводится в школах, по информации министерства, и никаких массовых сокращений.

В частности, сокращения 38 учительских ставок в 49-й школе Улан-Удэ, как сообщил директор этой школы Казимир Иванов на рабочем совещании руководителей школ города 9 апреля, не было. Сокращены лишь 11 дополнительных ставок, которые занимали учителя по совместительству. К слову, эта школа отличается большим числом программ по дополнительному образованию.

Руководство школы приложит все усилия к тому, чтобы такую ситуацию сохранить. Но ни в школе 49, ни в других учебных заведениях пока не гарантируют того, что увольнять все-таки совсем никого не придется. Ведь, оказывается, учителей в Бурятии больше, чем нужно.

"По данным федерального мониторинга модернизации образования, в Бурятии сегодня численность учителей превышает среднероссийские показатели", — пишет в ответе на нашу статью Баяр Жигмытов.

Но увольнений до конца учебного года не допустят. Сейчас все руководители образовательных учреждений усиленно считают деньги. Как нам сообщил пожелавший остаться неизвестным (это по-прежнему главное условие общения с журналистами) экономист, работающий в системе образования, реформа в разных школах и районах идет очень по-разному. Где-то действительно все хорошо.

А где-то не очень. Министерство спускает общие направления, нормативы и формулы, а как они реализуются на практике — в каждом конкретном случае зависит от ума, добросовестности и работоспособности местных руководителей. Как выразился этот специалист, "математика" преобразований толком не просчитывалась, поэтому уровень заработной платы каждого конкретного учителя теперь зависит от того, насколько объективно новая формула будет применена на месте.

При такой доле субъективности неизбежны и конфликты внутри коллективов школ. Так, например, весьма характерный звонок в редакцию поступил от учителей одной из районных школ. Школа буквально разделена надвое всеми последними нововведениями. Оппозиционная руководству школы группа учителей не верит в объективность начисления заработной платы.

Директора, в частности, подозревают в "приписках" себе и ряду приближенных. Естественно, что "приписки" в данной ситуации идут за счет других учителей. В школе развивается конфликт, в который вовлечены даже родители учеников. Примечателен тот факт, что конфликт внутри этой школы имел место и раньше, но реформа его обострила донельзя.

Как бы то ни было, на новую систему оплаты труда переведено уже 100% школ. Процесс, скорее всего, необратим. И министерство образования республики — конечный арбитр ситуации. Газетные публикации не смогут заменить нормальную работу профильного государственного ведомства. Мы можем привлечь внимание к проблеме, выявить какие-то наиболее одиозные факты. Но влиять на ситуацию и решать проблемы может только министерство.

"Если возникают проблемы, необходимо обращаться к министру образования и науки С.Д. Намсараеву письменно или лично, после предварительного документального рассмотрения в образовательном учреждении, в муниципальном органе управления образования, — пишет в ответе на нашу публикацию Баяр Жигмытов. — Если будут возникать бюрократические преграды по обращению, можно сообщать точные данные пресс-службе министерства по телефону 21-57-41".

^