16.04.2008
Одной из актуальных круглый год тем является культура поведения на дорогах, то есть элементарная водительская вежливость. Однако с приходом теплого времени года адекватное поведение становится жизненной необходимостью, так как количество водителей и автомобилей резко возрастает: оттаяли "подснежники" плюс те, кто этой весной влился в нестройные ряды автомобилистов (их немало, и становится все больше). К сожалению, очень многие ведут себя на дороге так, словно едут на танке. Мнения опытных водителей, которые я собрала в этом материале, возможно, помогут кому-то узнать себя и изменить свою манеру вождения на менее агрессивную.

Вежлив ли водитель, легко узнать по его поведению на главной дороге в месте ее пересечения со второстепенной. К сожалению, редкость, чтобы кто-то по доброй воле пропустил коллегу, который уже озверел от ожидания "окошка" в потоке. Поэтому на "второстепенке" стоять можно очень долго. В Иркутске наоборот: там стоит главная, потому что культурные иркутяне пропускают выезжающих!

К счастью, даже в невоспитанном Улан-Удэ большинство водителей понимает просьбу пропустить, выраженную морганием фар или жестом руки, машущей из окна. В пробке, когда расстояние между автомобилями минимальное, можно обратиться к соседу с обычными словами — работает безотказно, даже если вас только что зажимали самым настоящим образом.

Поэтому давайте хотя бы пару раз в день выпускать коллегу-водителя, когда вы можете это сделать без риска возникновения ДТП. Ездить станет легче всем. Особенно тяжело приходится длинномерам — грузовикам с прицепом, фурам и тем, кто буксирует неисправное ТС, им помочь — святое дело. Но наши доблестные водители постоянно уподобляются, пардон, барашкам — если не работает какой-то светофор, они собираются на этом перекрестке, забивая его на полкилометра со всех направлений.

Хуже, если светофор не предусмотрен вообще. Ярчайший пример — это выезд с улицы Борсоева в районе Центрального дома быта. Здесь два потока вливаются в третий, поднимающийся к Элеватору с площади Советов: один — сверху, с развязки, второй — собственно с Борсоева. Разметки нет, регулировщики здесь редкие гости, и устроить свалку — любимое занятие водителей.

Рядов, по правилам, может быть всего два: поворачивать направо можно лишь из крайнего правого ряда в крайний правый. А мы же встаем в пять, а то и шесть рядов, и каждый старается стартануть, едва завидев просвет в потоке машин на главной дороге. Не столкнуться весьма сложно, а виновны будут все, кто создает лишние ряды.

Еще нюанс: как показывает практика, многие водители, в т.ч. некоторые профессионалы (маршрутчики ведь должны таковыми быть, не так ли?) ошибочно уверены, что включенный поворотник дает преимущество. Напомним, что преимущество дает лишь включенный проблесковый маячок синего цвета ("мигалка").

Подрезание — то есть встроение в ряд перед близко идущим транспортом — широко распространено в нашем городе; оно неизбежно, когда спешишь и играешь в "пятнашки", прыгая из ряда в ряд и обгоняя и слева, и справа. Если уж вам приспичило, обязательно пользуйтесь поворотником и тщательно рассчитывайте траекторию и скорость.

Если в "пятнашки" играет хороший водитель на автомобиле с бешеной динамикой, он никому особо не мешает — не успевает. Гаишники называют это "нарушением правил маневрирования", но получить штраф за это у меня, например, не получилось, хотя попадалась на этом два раза. Ощущение, что сформулировать эти правила товарищи инспекторы просто не могут. Сами они тоже обожают превысить свои полномочия, каждый автолюбитель легко приведет с десяток примеров, как человек в форме игнорировал требования ПДД.

А когда сотрудники ГИБДД сопровождают по трассе правительстенный кортеж, так они частенько умудряются разгонять не только попутные, но и втречные (!) автомобили, прижимая к обочине оба потока. Видимо, наши высокопоставленные чиновники изволят передвигаться строго по осевой. Это нарушение не только ПДД, но и всех моральных норм.

Отдельная категория граждан — это "блатные". Они — прямое следствие коррупции в определенных органах. Блатные позволяют себе не пристегиваться, ездить после принятия на грудь и поворачивать через две сплошные. С ними мы сталкиваемся тоже чуть ли не ежедневно. К сожалению, изменить что-то в целой системе нашей госавтоинспекции очень сложно.

Хотелось бы напоследок сказать пару слов тем, кто продолжает разговаривать по телефону за рулем. Уважаемые коллеги, это просто опасно — сами видите, какой трафик!.. Общение во время вождения уже больше, чем невежливость, это откровенное хамство. Громкая связь или hands free, как отмечают сами разговорчивые водители, проблему решает лишь отчасти: внимание все равно рассеивается.

Нарушители (то есть мы с вами) изобретательны и многолики. Как ни странно, многих не пугают выросшие размеры штрафов, и вождение автомобиля действительно становится все более сложным делом. Аккуратность и вежливость становятся все более актуальны, скоро мы без них просто не выживем.

^