23.04.2008
В ближайшее время в Улан-Удэ будут проведены конкурсы на право заниматься перевозкой пассажиров сразу по нескольким маршрутам. Среди них есть очень "хлебные". Так, среди выставленных на конкурс — самый скандальный маршрут 30. Как известно, долгое время маршрут славился острой конкуренцией между бригадами перевозчиков, "толкавшихся" на "тридцатке" вдвоем. Двум медведям в одной берлоге было тесно. На водителей нападали, микрики закидывали камнями и яйцами и т.д. Было немало инцидентов.

Конкурсы на право осуществления пассажироперевозок в Улан-Удэ пройдут по новым правилам. Не так давно городские власти внесли поправки в Положение о проведении конкурса, чем сняли преграды для его проведения. Напомним, что несколько маршрутов были "пропущены" через конкурс в прошлом году, однако потом антимонопольная служба опротестовала отдельные пункты Положения. Конкурсы были приостановлены.

Антимонопольщиков привлекло то, что за автобусы большой вместимости начисляли больше баллов, чем за маленькие. В настоящее время город отошел от балльной системы и перешел на принцип "удельного веса": то есть, чем больше у одного перевозчика в подчинении единиц техники, тем лучше. На нынешний конкурс выставляются пять маршрутов — 29, 30, 25, 77, 3.

— Вскрытие конвертов будет 30 апреля, — говорит Юрий Санжанов, заместитель начальника Управления промышленности, транспорта и связи администрации Улан-Удэ. — Конкурс будет продлен до 16 мая. Мы будем изучать полностью весь подвижной состав, заявляемый претендентом. Целью этого конкурса является, конечно, улучшение качества пассажирских перевозок в Улан-Удэ. Практика показывает, что горожане недовольны обслуживанием, состоянием транспортных средств, где-то повреждена обивка сидений и т.д. Но большее внимание будет уделено, конечно же, безопасности пассажирских перевозок.

Сегодня в Улан-Удэ существует более 70 маршрутов. Схемы движения автобусов провозглашены муниципальной собственностью. Хотя некоторые водители до сих пор ошибочно думают, что если маршрут придумали они, то он принадлежит им.

Ничего подобного. Сегодня на городских маршрутах работает более двух тысяч микроавтобусов. Ежедневно на трассы обычно выходит 1200 единиц транспорта. В целом средний ежедневный выход большого, малого и среднего автотранспорта может доходить до 1400 машин. В сфере автобусных пассажироперевозок в столице Бурятии пока не удалось добиться существенного увеличения доли больших и средних автобусов.

Доля микриков в общей количестве снижается весьма медленно — это связано со стоимостью большого автобуса, — отмечает Юрий Санжанов. — Если мы посмотрим динамику за последние пять или десять лет, на самом деле, у нас даже те водители-индивидуальные предприниматели, которые работали на автобусах большой вместимости, с устареванием парка, постепенно, производили обновление за счет автобусов южно-корейского производства малой вместимости.

Потому что они дешевле. Микроавтобус "Истана" стоит 400—500 тысяч рублей. Автобус большой вместимости стоит уже свыше миллиона. Большинству частников купить его сложнее.

Конкурсная комиссия будет запрашивать все данные по каждому претенденту в органах ГИБДД и транспортной инспекции. Если претендент на перевозку пассажиров был, например, виновником ДТП, то это может снизить его шансы на победу. Или, предположим, он имеет много штрафов за нарушение правил движения, что говорит о недисциплинированности человека. Во главе межведомственной конкурсной комиссии стоит зам. мэра Гемаля Гендунова.

— Представителей перевозчиков в составе комиссии нет, т.к. это заинтересованные лица. Как перевозчик будет оценивать самого себя? Это может дать повод оспорить итоги конкурса, — говорит Юрий Санжанов.

Какие маршруты будут выставляться на конкурс в дальнейшем в течение нынешнего года, конкурсная комиссия определит позднее.

— Осмотреть весь подвижной состав — большая, объемная задача. На этих пяти маршрутах хотим оценить, насколько это трудоемко. Это достаточно большие по численности маршруты. Надо брать ношу по силам. Можно за месяц выставить на конкурс все маршруты, но сможем ли их рассмотреть, обработать? — отмечает наш собеседник.

Тем не менее, в 2008 году через конкурс пройдет большинство маршрутов. Будут ли допущены к конкурсу микрики с откидывающимися сиденьями? В таких микроавтобусах пассажир не может выйти, пока не выйдет сидящий впереди. Власти выражали недовольство такими неудобными моделями автобусов. Как пояснили в Управлении промышленности, транспорта и связи, вопрос допуска микроавтобусов к перевозке пассажиров зависит от ГИБДД (производит ТО) и транспортной инспекции (выдает лицензию). Эти документы и являются подтверждением "правомочности" транспортного средства.

Пока модельный ряд остается прежним. О запрете использования определенных моделей для пассажироперевозок пока не слышно. Но в Бурятии идет активная переписка о том, будут ли установлены модельные ограничения.

^