23.04.2008
МУП "Городские маршруты", вопреки расхожему мнению, не прекратило свое существование. Оно работает наряду с предприятием, имеющим созвучное название, — ОАО "Городские маршруты". И сегодня транспортное МУП начало устанавливать на своих 76 автобусах космическое навигационное оборудование ГЛОНАСС.
Как известно, в сферу пассажирских перевозок Улан-Удэ не так давно пришел крупный частный инвестор — компания "Байкалфарм". В результате на этом рынке появился серьезный игрок — частно-муниципальное ОАО "Городские маршруты", 49% акций которого принадлежит "Байкалфарму", а 51% — мэрии города. Первоначально чиновники планировали создавать ОАО "Городские маршруты" на основе МУП "Городские маршруты". Однако позднее ОАО решили оформить в качестве отдельного нового предприятия.

Сегодня МУП вплотную приступило к воплощению проекта по космическому мониторингу движения своих автобусов с помощью российской навигационной системы ГЛОНАСС (российская альтернатива знаменитой американской GPS).

В конце прошлого года в Улан-Удэ привезли оборудование базовой станции, куда будет стекаться вся информация. А в нынешнем году специалисты начали монтировать на автобусах МУП "Городские маршруты" навигаторы. Город приобрел 76 навигационных блоков для 76 муниципальных автобусов. Закуплены приборы трех видов, все российского производства. Самый дешевый навигатор стоит 12 тысяч рублей, в нем нет особых изысков. Навигатор за 16 тысяч, кроме двусторонней связи с диспетчером, имеет дисплей, расширяющий его возможности. Самый дорогой — 28 тысяч рублей — это наш аналог GPS-навигатора. Как мы видим, навигаторы ГЛОНАСС пока очень дорогие.

Впрочем, система, которая внедряется в столице Бурятии, может работать как в ГЛОНАСС, так и в системе GPS, отмечают в мэрии г. Улан-Удэ. Из-за дороговизны там сейчас размышляют над вопросом, стоит ли из чувства патриотизма делать ставку на дорогостоящие ГЛОНАССовские приборы? Если убрать патриотизм в сторону, то на ту же сумму можно было бы подключить к спутниковой навигации в два раза больше транспорта.

Теперь улан-удэнские диспетчеры — это не бабушки с блокнотами для записи номеров автобусов. Новая система будет собирать информацию в автоматическом режиме, сообщая диспетчеру, что, например, определенный автобус отстает от расписания на пять минут. Диспетчер может вносить коррективы... В конце смены программа выдает полный отчет об исполнении графика движения транспорта.

"Все переговоры записываются, отражаются все действия водителя: километраж пробега, все экономические показатели. Программное обеспечение полностью настроено. Сейчас укомплектовываемся кадрами. На сегодня датчики установлены в 30 автобусах. Апрель-май уйдут на монтаж остальных датчиков", — говорят в мэрии.

Стоимость проекта — около полутора миллионов рублей. Подключение автобусов к космической системе навигации выходит на финишную прямую. Предстоит "вшить в мозги" приборов расписание движения, провести другие работы, и все.

Уже в начале лета контроль над передвижением муниципальных автобусов будет переведен на космические технологии. МУП "Городские маршруты" играет большую социальную роль. Оно перевозит много льготников, пенсионеров, дачников, малоимущих граждан. Теперь ветераны не будут гадать, когда же придет долгожданный автобус. Он придет строго по расписанию! Диспетчеризацией движения будет заниматься муниципальное учреждение "Служба контроля пассажирских перевозок г. Улан-Удэ", которое создано в результате реформирования МУП "Улан-Удэтранссервис".

В дальнейшем городские власти планируют распространить действие системы и на ОАО "Городские маршруты". Это выгодно менеджменту ОАО, т.к. объем выручки во многом зависит от строгого соблюдения графика движения. К тому же, у водителей не будет соблазна сойти с маршрута и быстренько съездить по своим делам. Потом речь может пойти и о частных микроавтобусах.

^