07.05.2008
Это стало понятно после докладов министра финансов Бурятии Игоря Шутенкова и министра имущественных и земельных отношений РБ Леонида Мотошкина в рамках очередной сессии Народного Хурала. В этой ситуации правительству Бурятии не остается ничего другого, кроме как настойчиво требовать привлечения к уголовной ответственности виновных в этой громкой афере лиц.

История, которая сегодня подходит к завершению, началась пять лет назад, еще при президентстве Леонида Потапова. 19 февраля 2003 года между "Росбанком" и "Транссибирской грузовой компанией БМ" был заключен кредитный договор. Банк предоставил бизнесменам 70 млн. рублей. На нее кредитополучатели хотели купить восемьдесят грузовых полувагонов.

В обеспечение возврата кредита "Росбанк", ООО "Транссибирская грузовая компания БМ" и правительство республики решили заключить еще один договор — о предоставлении госгарантии. Коль наступит ужасный день и бизнесмены прекратят погашать долги перед банком, то вся тяжесть расплаты ляжет на плечи республиканского бюджета. Дабы обезопасить бюджетные интересы, грузовая компания предоставила Бурятии в залог эти самые 80 полувагонов. Осенью 2007 года стороны даже составили соответствующий договор.

Некоторое время ООО "Транссибирская грузовая компания БМ" погашало кредит, но, как можно догадаться, наступил "час Х" и бизнесмены не перечислили "Росбанку" ничего. Когда банк подал иск в арбитражный суд, долги по основному долгу составляли почти 50 млн. рублей. Выиграв дело, "Росбанк" взыскал с республики 56,4 млн. рублей, куда вошли основные долги, долги по основным процентам, долги по процентам на проценты, неустойка и т.д.

Министерство финансов, которое тогда возглавлял Александр Налетов, потерпело убытки. Правительственные чиновники вчинили грузовой компании иск, в порядке регресса, о возмещении 56,4 млн. рублей. 5 октября 2007 года в арбитражном суде Москвы стороны заключили мировое соглашение. Бизнесмены взяли на себя обязанность в течение года выплатить долг. От Бурятии подпись поставил Александр Налетов. Но, как пояснил на сессии Хурала новый министр финансов Бурятии Игорь Шутенков, в итоге мирового соглашения республика получила только 1 млн. рублей.

За полтора месяца до заключения мирового соглашения, еще в августе, бурятские налоговики начали работу по банкротству компании-должника. За неделю до подписания мирового соглашения арбитражный суд РБ начал дело о банкротстве. Ну а в феврале нынешнего года арбитражный суд признал грузовую компанию несостоятельной и ввел конкурсное производство. Из-за того, что у компании нет имущества, отсутствует руководитель, "Транссибирскую компанию" банкротят по упрощенной схеме. Бурятия, конечно, включена в список кредиторов, однако толку от этого немного.

Но ведь были 80 полувагонов, находившихся в залоге! Куда они делись? Как оказалось, это имущество неоднократно, без согласия залогодержателя (Республики Бурятия) отчуждалось. Последним его собственником является ООО "Сибопора", зарегистрированное в Иркутске. Куда же делись деньги от продажи 80 полувагонов, правительство Бурятии не знает.

— По хронологии, "Транссибирская грузовая компания БМ" продала свои полувагоны до заключения договора залога, — объяснил Леонид Мотошкин, министр имущественных и земельных отношений РБ.

Но если сделка по реализации заложенного имущества произошла до заключения договора залога, то нынешний собственник полувагонов окажется добросовестным приобретателем. В свою очередь, лица, от имени "ТГК БМ" закладывавшие уже проданное имущество, как минимум, вводили в заблуждение чиновников правительства Бурятии ради заключения выгодной сделки. То есть тут есть признаки состава преступления под названием "Мошенничество".

Отправится ли кто-то из фигурантов дела в лагеря? В декабре 2006 года УБЭП МВД РБ уже отказывал в возбуждении уголовного дела "в связи с отсутствием в действиях руководства "Транссибирской грузовой компании БМ" признаков состава преступления". Но президент Наговицын, на глазах которого разворачивался финал бюджетной драмы, направил в прокуратуру обращение о привлечении к уголовной ответственности руководства грузовой компании. Прокуратура оперативно отменила старое решение ОБЭП и сейчас дело вновь расследуется. Тучи сгустились над генеральным директором компании Зыряновым, бывшим генеральным директором Раздобреевым и тогдашним председателем Совета директоров Александром Анатольевичем Елгиным.

Кстати, год назад г-н Елгин на заседании Хурала громогласно предлагал отдать в счет долгов некое имущество на 3-м километре спиртзаводского тракта. Но при ближайшем рассмотрении с этим великолепным имуществом вышел, как вы догадываетесь, казус. Г-н Елгин предлагал республике чье-то чужое имущество.

— Впоследствии представители "Транссибирской грузовой компании", предложившие имущество третьих лиц, не смогли подтвердить право собственности на это имущество документами, — отметил Леонид Мотошкин. — В связи с этим заключение договора об отступном не состоялось.

Фактически, правительство Леонида Потапова за государственный счет, сознательно или по ошибке, "подарило" коммерческой фирме десятки миллионов рублей. И если виновные в столь громкой афере уйдут от уголовной ответственности, правоохранительные органы республики будут выглядеть весьма некрасиво.

^