07.05.2008
Наш западный сосед представляет интерес для многих жителей Бурятии не только потому, что это — крупный богатый город, столица Восточной Сибири. Автомобилистам Иркутск дает возможность купить машину, которую у нас не найдешь, подобрать запчасти к малораспространенному в Улан-Удэ автомобилю и посетить "Сибавтосалон" или "Байкалмоторшоу", ежегодно проходящие именно в Иркутске. Поскольку опыт автора пополнился очередной поездкой в столицу Иркутской области, хочу поделиться свежайшими впечатлениями.

Как туда попасть

Самый простой способ — на поезде. Но если нужно много передвигаться по городу, делая разные покупки, как в нашем случае, можно двинуться и на автомобиле. Если вы едете компанией, на машине будет дешевле, чем на общественном транспорте. Минус — это усталость водителя, поскольку дорога в Иркутск тяжелая.

Водителей должно быть хотя бы двое. Большая часть пути пролегает по горам, и заключительный отрезок — это сотня км по Култукскому перевалу, который считается одним из самых трудных в России. Подъемы и спуски очень длинные, есть "шпильки" (повороты на 180 градусов). Эх, наш Мандрик — просто игрушка по сравнению с Култуком.

У подножия перевала, как подарок путникам, стоит великолепное кафе "Байкальский серпантин" с ресторанной кухней, столовскими ценами и красивым видом на залив. Огромные окна, хорошее обслуживание и вкуснейшая еда. Отдохнуть здесь перед Култуком или после него — самое правильное решение. Кстати, перед выездом проверьте уровень масла — на перевалах оно будет подъедаться мотором. Еще надо заправить полный бак: в Иркутске топливо дороже: 92-й бензин стоит 26 руб., 98-й - все 30!

Дорожное покрытие — вторая проблема. Участок перед Бабушкиным до Выдрино просто ужасен. Клочковатый асфальт явно отслужил свое. Посреди дороги часты "вывороты" — асфальт треснул, и тяжелые фуры, проезжая рядом, выдавливают грунт. Выглядит это как небольшая горка из камней, обломков асфальта и грунта посреди дороги, и высота этих чудовищ рассчитана на то, чтобы снести брюхо легковушке.

Есть и хорошие участки, например, первые сотни полторы километров от Улан-Удэ. Сами иркутяне строят дороги очень активно, ремонт уже идет, и на Култуке вы встретите участок со снятым верхним слоем, а за ним — прекрасный новый асфальт, положенный в прошлом году. Ну а в целом дорога ну никак не тянет на свое громкое имя федеральной трассы М55. Зато в самом городе покрытие проезжих частей на порядок лучше улан-удэнского.

Кстати, по Култуку ехать нужно очень осторожно не только потому, что он сложный. Поражает манера иркутян вылетать вслепую на встречную полосу для обгона очередного грузовика — они все камикадзе! Нигде наш водитель так часто не матерится, как на этом перевале. Поэтому надо ехать неспешно, зорко глядеть вперед, часто проверять зеркала и держаться строго своей полосы. Если кто-то вылетает вам в лоб — прижимайтесь к обочине, дай бог, разминетесь.

Перед Иркутском будет город металлургов Шелехов. Маленький и простой — вы едете по прямой главной дороге. Пока катитесь по нему, настраивайтесь и пообещайте себе не бояться. Если вы чувствуете поток и точно владеете своей машиной, то езда по приближающемуся Иркутску не вызовет проблем. У водителей с агрессивным стилем езды адаптация происходит быстро. Главное — не паниковать и не тормозить во всех смыслах.

Уцелеть и не потеряться

Сам Иркутск непрост. Главные проблемы - это высокая скорость передвижения, обилие односторонних улиц в центре и безобразные лежачие полицейские.

Итак, скорость: на многих участках все просто летают, в городе полно прямых широких улиц без перекрестков, поворот налево (то есть поперек потока) на них мудро запрещен. Тащиться 50 км/ч в левом ряду — как обожают многие улан-удэнцы — здесь не принято. Меня очень порадовало, что местами можно с чистой совестью топить 80—100 км/ч, потому что так идет весь поток. Пешеходов иркутяне пропускают все как один — те, в свою очередь, переходят строго по зебрам и не позволяют себе тащиться вразвалочку, по диагонали или вообще не глядя — как непуганые наши. В Иркутске бегают даже бабушки и мамаши с колясочками — все собранные, просто сердце радуется.

Односторонние улицы могут стать ловушкой, если не знать город. Стоит пропустить нужный отворот, придется объезжать очень далеко, не один километр. Представьте, что нет разворота от нашей Стрелки до самой площади Советов. Это странно и дико, но нарушать очень опасно, попасть в ДТП — быстрее, чем глазом моргнуть.

Следует не только ездить по правилам, еще и за знаками надо следить с маниакальной внимательностью. Идеально взять на борт проводника из местных — но подробно весь Иркутск не все его жители знают. Он достаточно большой, и даже просто выбраться из него на федералку не так легко, даже зная направление. Надо тебе направо — а там кирпич и прут встречные: односторонка!

А еще надо бдить знаки из-за лежачих полицейских. Они тут — не скромные резиновые полосатики, как у нас. Это асфальтовые мастодонты, как у нас на железнодорожном вокзале! Ни один не покрашен в клеточку (хотя должен), зато все помечены шрамами от днищ автомобилей.

Еще один минус — это светофоры в центре через каждые 50 м. Причем настроены они диковинно для нашего человека: каждое направление горит каждым светом подолгу, минуты по три. Зато светофор видно издалека: почти все они диодные, очень яркие даже в солнечную погоду, у нас таких всего один комплект, в кварталах на самом новом мосту.

Поражает чувство габаритов у иркутян, с непривычки пищишь от страха, когда они с невозмутимыми лицами ползут в миллиметрах от зеркал твоей машины. Наши даже в пробке держат дистанцию, а в Иркутске, сидя в разных машинах, можно целоваться — нужно лишь стекло открыть.

Еще вызывают радость иркутские гаишники. Их нет. Они даже на стационарном посту возле Марково не тормозят всех подряд, как наши в Сотниково. Они не прячутся с радарами, не торчат на перекрестках и вообще отсутствуют. Это объяснимо: такого беспредельного нарушения правил, как в столице Бурятии, нет; иркутяне, как мне показалось, соблюдают правила (не считая скоростного режима на прямых), и им знакомо понятие "дисциплина". Они даже не бибикают нервно, если ты залезаешь внаглую на главную, подрезаешь кого-то или пытаешься повернуть из второго ряда.

Рыбные места

Торговый центр "Автоград" является мечтой любого автолюбителя. Он велик, состоит из стройных рядов красивых стеклянных павильончиков, торгующих такими вещами!.. Много запчастей. Много! На "Хонды", на "Субару" есть все. На "Мицубиши" — не все, но куда больше, чем в Улан-Удэ. Цены — это просто радость.

Они ниже на 20—30%, а то и вполовину — смотря с какими нашими магазинами сравнивать. Инструменты продаются всякие разные, как в самом "Автограде", так в специализированных магазинах. Мы были в одном — ну просто мечта автомеханика! Подъемники, стенды, компрессоры и прочее — целый огромный зал. Про ключи, головки и всякую мелочь вообще можно не говорить. Все дешевле, чем в Улан-Удэ, и можно купить хорошие некитайские товары.

Разборки Иркутска — это просто рай. Грязный, промасленный, но такой богатый на самые ненаходибельные у нас запчасти и агрегаты. Самая захудалая разборочка в разы крупнее всех наших, вместе взятых. Сложность лишь в том, чтобы перемещаться от одной к другой: они раскиданы по всему городу. Три разборки (одна европейская) находятся рядом с авторынком в предместье Рабочее.

Вообще, о рынке можно написать отдельную статью, ибо иркутский авторынок — это наша Приречка, увеличенная в десяток-другой раз и пополненная сотнями интересных автомобилей, которых у нас нет. Те редкие экземпляры, которые бывают в Улан-Удэ раз в сезон, тут стоят десятками! Просто бродить и глазеть — уже удовольствие. К сожалению, многие не позволяют сфотографировать свои машины. Суеверие, однако! Есть отдел битых машин, которые продаются в этом виде, и там немало интересных вариантов.

В заключение хочу сказать, что любому автомобилисту съездить в Иркутск и помотаться по нему очень полезно: после первого же дня за рулем вырастаешь на голову как водитель, потому что город требует полной отдачи и сосредоточения на нем. Ни разговоров по мобильному, ни расслабленности, ни слежения за спидометром — только контроль над ситуацией вокруг, как, собственно, и должно быть.

^