14.05.2008
Электронные карты Улан-Удэ, которые были созданы в столице республики, оказались практически недоступными для использования. Большая и дорогостоящая работа сделана зря. Городские власти, которые надеялись использовать полученные материалы в своей повседневной работе, шокированы таким поворотом дел. Ведь теперь практически каждый шаг, связанный с планированием развития города, должен быть согласован с ФСБ.

Недавно в Улан-Удэ пришел обновленный Перечень cведений, подлежащих засекречиванию. В соответствии с одним из пунктов обновленного Перечня, все созданные топографические карты и планы крупного масштаба, в местной системе координат, по решению федеральных властей были переведены из разряда несекретных документов в разряд секретных. Приступ секретомании "крупного масштаба" стал неожиданностью для городских чиновников.

— Новый Перечень пришел где-то в марте месяце, — говорит Владимир Журман, начальник Бурятского филиала Забайкальского аэрогеодезического предприятия, — когда мы внедряли этот Перечень, то обнаружили, что материалы, которые раньше были "для служебного пользования", стали секретными. Раньше ими могли пользоваться все, в т.ч. предприятия, которые не имели лицензии на пользование секретными материалами от ФСБ.

Под гриф "секретно" попали планы четырех масштабов: 1:5000 (в 1 см — 50 м), 1:2000 (в 1 см — 20 м), 1:1000 (в 1 см — 10 м) и 1:500 (в 1 см — 5 м). До недавних пор строители, тепловики и другие заинтересованные стороны, не имея лицензии от ФСБ, брали эти топографические планы и спокойно работали по ним. Отныне им надо обязательно иметь разрешение. А здесь есть весьма жесткие требования. Например, требование иметь спецчасть, оборудованную особым образом. "Все очень усложнилось", — констатирует Владимир Журман.

В адрес мэрии Улан-Удэ, других организаций, занятых геодезическими, топографическими работами при строительстве зданий, межевании земель, ведении кадастров и др., пришли даже специальные выписки, с которыми они должны ознакомиться и исполнять.

Между тем, за последние три года в Улан-Удэ были созданы цифровые топографические планы повышенной информативности на территорию города в масштабе 1:2000. Общая стоимость работ составила 23,5 млн. рублей. Половину средств выделил федеральный бюджет. Другую половину предоставили бюджет республики и города.

Мэр Улан-Удэ обратился к Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Ассоциации геоинформационных систем, другим организациям за помощью в решении неожиданной проблемы. Потому что новшество шокировало не только Улан-Удэ, но и всех других.

"В настоящее время в связи с выходом Перечня и отсутствием разъяснений к нему затруднена работа Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, других структурных подразделений, временно приостановлены работы по дальнейшему созданию Единой картографической основы г. Улан-Удэ в рамках муниципальной целевой программы "Электронный Улан-Удэ" на 2008—10 гг. для реализации вышеперечисленных целей, а также иные работы вплоть до выдачи картматериала проектным, землеустроительным организациям, физическим и юридическим лицам, инвесторам", — пишет Геннадий Айдаев и предлагает совместно воздействовать на федеральных чиновников.

Другими словами, в Улан-Удэ стало практически невозможным использовать созданные картографические материалы для управления городом, т.к. использование этих материалов при работе с жителями, инвесторами и застройщиками тоже фактически невозможно.

Мэрия Улан-Удэ считает, что федеральные чиновники просто допустили ошибку. Ведь Перечень вошел в противоречие с российскими мероприятиями в области снятия ограничений на пространственные данные. Вместо снятия ограничений идет обратный процесс.

В Москву, в Федеральное агентство геодезии и картографии, полетели обращения Забайкальского аэрогеодезического предприятия, забайкальского Управления геодезии и картографии, других встревоженных структур. Все просили вернуть прежние правила. Всем дали отрицательный ответ.

В свете последних событий стала туманной и судьба автоматизированной спутниковой навигационной системы диспетчерского управления городскими пассажирскими перевозками в Улан-Удэ, внедрение которой находится на финишной прямой.

^