14.05.2008
Региональная общественная организация "Бурятская ассоциация потребителей" (РОО БАП) занимается защитой прав потребителей с 2002 года. Каждый год в организацию поступает около тысячи обращений. Президент РОО Анна Зурбанова рассказала "Номер один", какие вопросы сейчас стоят для потребителя на первом месте, а корреспондент сделал своеобразный рейтинг жалоб.
На первом, но далеко не почетном, месте стоят жалобы граждан, касающиеся проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Жители обвиняют свои ЖЭУ в недобросовестном выполнении своих обязанностей: отсутствии текущего ремонта, предоставлении некачественных услуг — отопления и т. п.

— При этом настораживает уже ставшее привычным отсутствие какой-либо разъяснительной работы со стороны работников сферы жилищно-коммунальных услуг, — говорит Анна Григорьевна. — К примеру, не многие знают о том, что жилищно-эксплуатационные службы обязаны не только делать ремонт и предоставлять качественные услуги населению, но и регулярно производить осмотр жилых домов и жилых помещений, осуществлять профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования. Выполняются ли эти обязанности? Вопрос открытый.

Неуклонно растет количество жалоб на неудовлетворительное качество товаров, работ и услуг. Лидирует в этом "хит-параде" количество жалоб и обращений в связи с некачественной установкой пластиковых окон, а также вопросы по ремонтно-строительным услугам.

— Много жалоб следующего содержания: крепления оконных блоков производятся в нарушение ГОСТа, не производится заделка монтажных швов между оконными блоками и оконными проемами, что приводит к замерзанию стекол, — рассказывает руководитель общественной организации. — Здесь нужно действовать так: сначала обратиться в фирму, устанавливающую окна. Если они настаивают, что нет никакого брака, обращайтесь к нам в независимую экспертизу для получения экспертного заключения.

Другой всплеск жалоб поступает в Ассоциацию потребителей в связи с обсчетом и обвесом в крупных торговых супермаркетах города.

— В каждом торговом зале должны быть контрольные весы, и любой потребитель имеет право воспользоваться ими, - замечает Анна Зурбанова. — Это правило также далеко не везде соблюдается.

Как предупреждает Ассоциация потребителей, особое внимание нужно обращать на сроки реализации товара. Продажа просроченных продуктов в наших супермаркетах — далеко не редкость. Отсюда частые пищевые отравления.

Очень много жалоб и вопросов по сложно-бытовой технике: компьютеры, сотовые телефоны, различные электроприборы и т. д. Растет доля продаж фальсифицированных товаров на потребительском рынке. Сегодня в России доля фальсифицированной продукции составляет 60%!

Одними из относительно новых лидеров нашего антирейтинга можно назвать жалобы на магазины, продающие некачественную обувь. В этом отношении похвастаться высоким качеством товара могут немногие.

— Иногда люди обращаются, говорят, что купили обувь на этикетке написано "Италия", а оказывается, что это все та же Китайская Народная Республика, — говорит Анна Зурбанова. — Граждане жалуются, что обувь после первого же дождя приходит в негодность. Часто, проводя экспертизу, мы приходим к выводу, что при производстве товара была нарушена технология изготовления. Причем есть обращения как по взрослой, так и по детской обуви.

Поступают в Ассоциацию потребителей и необычные жалобы. Если раньше защитников прав потребителей никогда не просили о проведении медицинской экспертизы, проверяющей компетентность работы медицинского персонала, то сейчас бывают и такие обращения.

— Недавно к нам обратился мужчина, который пожаловался на то, что ему некачественно провели медицинскую операцию, после которой появились осложнения и ухудшилось здоровье, — рассказывает Анна Зурбанова. — Мы направили его в министерство здравоохранения РБ, поскольку это весьма тонкий вопрос.

Есть жалобы и по поводу долевого строительства. Хотя случаев крупных обманов покупателей у нас, слава богу, пока что не наблюдалось, но вот мелкие размолвки покупателя с продавцом в этих случаях не редкость.

— Обращалась к нам женщина, рассказала о том, что она заключила договор о долевом строительстве, в котором было прописано, что у нее будет квартира на первом этаже. Но впоследствии ее поселили на втором этаже. Не был подписан акт осмотра на предмет качества работы. Ей сказали категорично, мол, если что-то не нравится — можете расторгнуть договор долевого строительства.

Бывают случаи, когда, наоборот, потребитель пытается обмануть продавца: к примеру, отказываясь платить за качественно и своевременно проведенный евроремонт. Поэтому на сегодняшний день, можно сказать, что и потребитель не всегда прав. Но если брать в процентном соотношении, около 80% жалоб, поступивших от потребителей, в конце концов, оказываются вполне обоснованными.

^