14.05.2008
Если проблему не замечать, то ее как бы нет. Видимо, такого мнения придерживаются в министерстве образования РБ. После выхода в свет статьи, в которой были отражены некоторые проблемы по внедрению эксперимента в Бурятии - новой, подушевой, системы финансирования, руководство министерства отреагировало незамедлительно. В ответном слове пресс-служба министерства образования заявила о том, что никаких негативных последствий внедрения эксперимента в системе образования РБ нет. Но многие учителя с этим категорически не согласны.

Сначала апреля — времени выхода первой публикации на эту тему — звонки в нашу редакцию от педагогов школ, как улан-удэнских, так и районных, не прекращаются. Но большинство звонков, к сожалению, оставались анонимными. Опасаясь репрессий, учителя по-прежнему предпочитают не вступать в открытый спор со своим начальством. Тем не менее, нашлись и те, кто решил не скрывать свое имя, ведь, по их словам, терять им теперь просто-напросто нечего.

Нечего терять

Обращение с просьбой о помощи к Президенту Бурятии и в Прокуратуру РБ, в котором сообщалось о понижении заработной платы и систематических задержках выплат, подписал тридцать один педагог — почти весь коллектив учителей СОШ №36 поселка Новый Уоян.

— Многие молчали раньше, потому что боялись гонений и репрессий, тем более, что у нас в поселке только одна школа, а значит, никакой альтернативы в плане трудоустройства нет, — говорит представитель заявителей Ольга Владимировна Коломейцева. — Но, видимо, люди дошли до такого состояния, что устали бояться — из 43-х педагогов документ подписал 31 человек — все они преподаватели основных предметов.

Такое смелое решение уже имеет свои результаты: узнав об обращении педагогов в прокуратуру, директор школы поспешил отменить одно из своих предыдущих намерений. Если раньше учителей предупреждали, что они будут отправлены в отпуск без содержания по причине перерасхода бюджета, то теперь это решение директор школы отменил. Ожидает ли остальные вопросы такой же благополучный исход — пока неизвестно.

— В декабре нашу заработную плату понизили на 20%, причем без предварительного уведомления и, будучи юридически безграмотными, мы просто с этим согласились, — говорит Ольга Владимировна. — А с 1 апреля мы подписали уведомление, где указывается, что с 1 апреля наша зарплата будет понижена еще на 20%. Объясняют эти снижения перерасходом бюджета и какими-то финансовыми ошибками.

Глупость оправдывают экспериментом

Интересный факт: несмотря на то, что количество учащихся в поселковой школе Нового Уояна достаточно большое для сельских школ — более пятисот человек, в СОШ №36 сокращаются класс-комплекты, уменьшается учительская нагрузка и увольнениям подверглись 4 педагога дополнительного образования.

— Но самое главное: с января-месяца в нашей школе, хотя она находится в эксперименте, нет стимулирующей части оплаты труда педагогов, — возмущается Ольга Коломейцева. — Надеясь на выплаты из стимулирующего фонда, наши учителя проводили внеклассные мероприятия, участвовали в конкурсах, олимпиадах, вели дополнительные занятия. Но, как заявила позже администрация школы, выплат из стимулирующего фонда не будет. Наш коллектив творческий, все люди активные, настоящие профессионалы своего дела, и мы не заслужили такого отношения к себе.

По словам учителей ново-уоянской школы, в настоящее время они разочарованы в эксперименте — ожидания положительных перемен и оптимальных результатов не оправдались.

— У нас складывается такое впечатление, что происходит развал системы образования, — заявляет Ольга Коломейцева. — Везде непонятная ситуация, информацию об эксперименте до нас не доводят. Дайте нам прозрачную и четкую информацию! К тому же, лозунгом "Мы в эксперименте!" сейчас прикрывается любая глупость или несправедливость. На все вопросы, почему идет задержка зарплаты, почему перерасход бюджета, нам отвечают: "Мы в эксперименте".

Зарплата тает на глазах

Учитель городской школы №13 Геннадий Федин уверен, что работать по новой системе невыгодно. Геннадий Иванович — преподаватель физики, учитель высшей категории, имеет большой педагогический стаж и пользуется уважением со стороны и учителей, и учеников. Однако вот уже несколько месяцев, получая на руки квитанции о заработной плате, он, к своему удивлению, видит, что зарплата его с каждым месяцем тает на глазах.

— Весь механизм таков: если раньше я, к примеру, получал 10 тысяч рублей, то теперь зарплату нам делят на базовую и стимулирующую части. Получается, что 7 тысяч я возьму, а вот про остальные 3 тысячи нам говорят, что дескать, их получите, если: подготовитесь к городской научно-практической конференции — раз, примете участие в олимпиаде, и ребята займут в ней призовые места — два, примете участие в конкурсе "Эрудит" — три и так далее, — объясняет учитель.

Но, как отмечает учитель, не каждый месяц проводятся конкурсы эрудитов, не каждый месяц проходят городские олимпиады, и не каждый месяц педагог может провести тематическую декаду — иначе это просто надоест ребятам. А, например, призовых мест в олимпиаде может быть только три. То есть, фактически выполнить условия для получения стимулирующей части могут лишь единицы учителей. Остальные, получается, станут зарабатывать меньше.

— Эти 30% я, хоть и разобьюсь в доску, но никогда их не получу! — добавляет Геннадий Иванович. — Может быть, и есть те, кто будет постоянно гоняться за этими баллами, конкурсами, что-то подсчитывать, придумывать, но, по моему мнению, это люди, которые оторваны от земли, это какие-то паразиты в профессии. Совершенно понятно, что те люди, которые придумывали эту систему, не стояли у доски, не смотрели в глаза детям, иначе выдумать такое они бы просто не смогли.

Учителя покидают школы

По словам Геннадия Федина, осознав, что к чему, их школу уже покинули пятеро прекрасных педагогов. Оставшимся учителям сейчас приходится несладко:

— Когда мы получили в последний раз расчетные ведомости о заработной плате, у некоторых женщин слезы в глазах стояли! Ну так-то обижать людей нельзя! — возмущается Геннадий Иванович. — Лично я потерял в зарплате две с лишним тысячи рублей. Почему? Я что, хуже стал работать или у меня ставка уменьшилась? Ничего подобного!

Как рассказывает преподаватель, в самом начале, когда только объявили об эксперименте, настроение учителей было боевое, а перспективы открывались только радужные:

— Нам показалось: ну вот, наконец государство повернулось к нам лицом! В мае прошлого года нам показали документы, предварительно рассчитали зарплаты, мне подсчитали, что у меня будет зарплата на 5 тысяч больше прежней, причем с учетом поправки на инфляцию. Многие начали оформлять кредиты в банках. Конец учебного года — кому-то надо отправить ребенка на учебу, кому-то ремонт в квартире сделать — люди просто жить хотят по-человечески. И вот 1 сентября мы приходим в школу. Конец сентября — нам зарплату не платят, выдают только аванс, в октябре тоже аванс.

Издевательство

Только в ноябре учителям школы №13 выплатили зарплату полностью с компенсацией недовыплаченных сумм. В среднем получилось по 15 тысяч рублей. Но в начале декабря приехала комиссия, собрала учителей и заявила: "Вам много заплатили. Ошибка вышла. Надо вернуть". Звучало это как издевательство.

— И, несмотря на мой отказ, с моей заработной платы стали удерживать по 2400 в месяц, — говорит Геннадий Федин. — А с 1 апреля основной оклад уменьшили еще на 1 тысячу рублей!

По словам Геннадия Федина, само понятие "подушевая система финансирования" вызывает протест у педагога. Ведь оценить труд педагога "душами" невозможно.

— Подушевое — мы же имеем дело не со стадом баранов, это не стадо крупнорогатого скота, с которого берут надои и потом делят на количество работников. Это же образование, это учебный процесс, здесь свои правила и свои законы. Кто придумал это? Кто будет судить и давать нам оценку? Директор? Но как, к примеру, директор-химик может оценить урок филолога? Совет общественности в лице родителей? Но ко мне подходят родители моих учеников и спрашивают: "Как я могу оценивать вас, я же ничего в этом не понимаю!"

В результате долгих раздумий над сложившейся системой, после переговоров с педагогами из других школ появилась идея о создании в Бурятии Ассоциации педагогов, главной целью которой будет защита системы образования в целом и педагогов и учеников в частности. Сейчас инициаторы подготовили все необходимые документы и уже в ближайшем времени планируют зарегистрировать новую общественную организацию официально.

— Загвоздка в том, что для регистрации такой организации необходимы три юридических лица, — рассказывает Геннадий Федин. — Я попросил помощи в этом отношении у нескольких депутатов Народного Хурала, однако получил отказ. Но ситуация накалилась до такой степени, что без такой ассоциации педагогам сейчас работать невозможно. Защитить простого учителя у нас больше некому!

^