28.05.2008
На "круглом столе", посвященном привлечению инвестиций в Бурятию, сопредседатель Бурятского отделения "Деловой России" Нина Шодорова заявила, что слово "Байкал" может стать одним из защищенных национальных брендов России. Идея заключается в том, что при использовании названия озера любая организация должна будет делать некие отчисления в бюджеты Иркутской области и Республики Бурятия.
Сопредседатель Бурятского отделения "Деловой России" — уже далеко не первый человек, осознавший коммерческую значимость слова с мировой известностью. Слово "Байкал" давно используется сотнями организаций: от улан-удэнской сети магазинов "Байкал" до выкупившего на торгах часть "ЮКОСа" ООО "Байкалфинансгрупп".

Заставить платить деньги в бюджет все эти организации, "застолбив" бренд "Байкал" за государством, — возможно, идея для казны и полезная. Однако в этой связи примечателен опыт соседней Иркутской области.

Там два года назад уже был зарегистрирован товарный знак "Байкал". Байкальский крейсерский клуб решился на этот смелый шаг с целью закрепить название парусной фрегаты "Кубок Байкала", проводимой раз в два года, за собой. По некоторым данным, Байкальский крейсерский клуб собирался в будущем проводить парусные гонки под таким названием на международном уровне. Разумеется, гонку такого масштаба организаторы стремились сделать узнаваемой и защищенной от недобросовестной конкуренции, для этого и зарегистрировали товарный знак "Байкал". В итоге знак "Байкал", а по сути обозначение "Кубок Байкала", был зарегистрирован для класса спортивных соревнований. Это означало, что никто больше не имел права называть соревнования в любом виде спорта этим словосочетанием.

Но в прошлом году в Палату по патентным спорам поступило возражение от компании "Байкалфарм". Доводы возражения сводились к тому, что Байкал является объектом всемирного наследия и в 1997 году был внесен ЮНЕСКО в список защищенных объектов мирового культурного и природного наследия, а значит, данное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве защищенного товарного знака.

Коллегия Палаты по патентным спорам признала решение о предоставлении правовой охраны товарному знаку "Байкал" в классе "Спортивные соревнования" недействительным. Такой вердикт фактически означает то, что слово "Байкал" невозможно "приватизировать" или "национализировать". Байкал, как символ, принадлежит всему миру.

^