11.06.2008
Городская администрация вторглась в отрасль, которая уже более десятилетия развивалась по собственным, весьма своеобразным законам.
 Итогом этого развития стали всем известные факты: качество пассажирского автотранспорта вызывает множество нареканий, а ездит его по дорогам Улан-Удэ абсолютно избыточное количество. Мало того, отрасль в целом периодически сотрясают скандалы криминального свойства. И хотя намерения у городской администрации благие — вернуть сферу городского транспорта в цивилизованные рамки, методы реализации идеи оказались крайне неудачными.

Сегодня каждый маршрут — это сложная вертикальная система, в которую входят водители-предприниматели, стоящие над ними бригадиры и неформальные "держатели маршрутов". Само по себе право водителя "встать на маршрут" — ликвидный товар со сложившейся ценой в десятки, а то и сотни тысяч рублей. Кроме того, водитель-предприниматель платит за ежедневную "аренду" маршрута и за обязательное обслуживание в "своих" автосервисах (где цены не всегда справедливы). Также входят в эту систему поставки автотранспорта и запасных частей. Кстати, доходы от обслуживания городских маршруток, извлекаемые "буграми", сопоставимы с доходами от неформальной "аренды" права на извоз — так что борьба идет не просто за перевоз людей из точки "А" в точку "Б". Вопрос гораздо серьезнее.

Дисциплина же в отрасли достигается методом прямого силового воздействия на "непокорных". Которых, к слову, уже и не осталось. До убийств дело вроде бы не доходило, но машины жгли — это точно. Фактически пассажирский автотранспорт в Улан-Удэ — это государство в государстве, со своими параллельными органами власти, министерством финансов и силовыми ведомствами. Такую, годами складывающуюся систему, сломать одним волевым усилием невозможно. Она будет долго, и не безуспешно — как показывает практика, сопротивляться.

То, что муниципальные власти сейчас практически не имеют влияния на формирование транспортной политики в Улан-Удэ, впервые показал ценовой конфликт в 2006 году. Тогда маршрутчики в одностороннем порядке подняли цены на свои услуги. Пытаясь вернуть старые цены, власти всех уровней проводили рейды, штрафовали и т.п. Однако поделать ничего не смогли — пришлось смириться с произволом тысячи с лишним "частников". В этот раз, похоже, все окончится тем же. Очень уж коряво действует администрация города.

Во-первых, совершенно не было учтено существование контролирующих перевозки теневых структур. Когда проводили конкурсы на некоторые "хлебные" маршруты, мнение и возможности этих людей явно недооценили. Недооценка "врага" всегда дорого обходится нападающим.

Во-вторых, оказавшись вдруг в состоянии драки, бить стали не тех, с кем фактически она идет, а попавших под руку подневольных маршрутчиков. Как итог — сами водители не в восторге от обеих сторон, но нынешние хозяева все-таки привычнее, да и договориться с ними проще.

В-третьих, администрация в чистую проигрывает информационную войну. Лишь малая часть водителей верит в выгодные условия, которыми их заманивает мэрия в "Городские маршруты". Основная масса считает, что обещания администрации - "сыр в мышеловке", а вся эта перетряска ведется исключительно в коммерческих интересах частных инвесторов "Городских маршрутов". В то время как борьба сейчас идет в первую очередь за этих самых водителей.

Таким образом, у городской администрации крайне слабые позиции в этой борьбе. В основном, по ею же самой созданным причинам.

^