25.06.2008
Очередной конкурс ценой в 365 миллионов рублей на определение генподрядчика строительства отделения хирургического корпуса 3 республиканской больницы им. Н.А. Семашко ввел наблюдателей в состояние недоумения. На торгах, благодаря невероятному демпингу, победил иногородний, но старознакомый участник.

На реконструкцию легочного отделения хирургического корпуса 3 по федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" было выделено 365 миллионов рублей. Для благого дела необходим был генеральный подрядчик. В установленные рамками закона сроки на конкурс "заявились" местные "Ростстрой", "Стамстрой", "Промгражданстрой" и фирма с московским юридическим адресом "Вира-Норд".

Согласно плану, на 1173,7 квадратных метрах победитель должен построить хирургический корпус. И в том числе: теплый наземный переход, сети электроснабжения, трансформаторную подстанцию, инженерные сети, провести благоустройство. 159 миллионов рублей должны быть освоены уже в этом году.

Конкурс проходил в виде открытого аукциона, но еще до него от участия были отстранены "Стамстрой" и "Промгражданстрой". У них, по версии аукционной комиссии, куда, кстати, входили, в том числе министр здравоохранения Валерий Кожевников (на правах председателя) и замминистра строительства и модернизации ЖКК РБ Сергей Балдаев, были представлены не все документы.

Ну, а далее произошла сенсация. Конкурс 19 июня выиграло ООО "Вира-Норд" с беспрецедентным ценовым демпингом — стоимость работ была победителем снижена на 31,5 процента. Этот участник подрядился провести все строительные работы за 250 миллионов рублей, и был объявлен победителем.

Как отмечают эксперты, на подобных конкурсах ради выигрыша возможно корректное снижение цен на 5-10 процентов, но не на треть от сметной стоимости. Построить все вышеперечисленное на эту сумму просто нереально. В лучшем случае выполнима только часть работ. Да и то генподрядчику придется раздавать работу субподрядным организациям. Ибо у победителя нет своей технической базы в Бурятии, и работать она может только с местными субподрядчиками. Причем, тем тоже надо будет на чем-то зарабатывать. Но ведь конкурс-то выигран благодаря нереально низкой цене заявки. Зарабатывать тут не с чего!

Фирма "Вира-Норд" — структура, уже знакомая в Бурятии. Во времена прежней власти, при невразумительной конкурсной политике, она уже работала по господрядам. В том числе на больничных объектах.

Любопытно, что возращение на рынок строительства бюджетных объектов фирм из недавнего мутного прошлого совпадает по времени с инициативами ряда правительственных чиновников ликвидировать республиканское Агентство по госзакупкам в нынешнем виде. Предполагается лишить его статуса "уполномоченного органа исполнительной власти" и переформатировать то ли в автономное учреждение, то ли в ГУП (вопрос обсуждается). Таким образом, может исчезнуть единый центр размещения заказа, а министерства и ведомства самостоятельно будут заниматься закупками кто во что горазд. Подобный опыт на протяжении прошлых лет привел к многочисленным публичным скандалам на сотни миллионов рублей, разбирать которые пришлось уже нынешнему президенту Бурятии. Более того, двухлетний опыт наличия в регионе единого "уполномоченного органа по размещению заказов" признан успешным по всей России. Подобные схемы организации госзакупок действуют в подавляющем числе субъектов страны. Бурятия рискует вновь пойти своим путем, вернее, вернуться на пару-тройку лет назад.

Странный тендер и инициативы по ликвидации ведомства — безусловное совпадение. Но на фоне активизации иногородних малопонятных фирм и местных печально известных испытанных бойцов за бюджетные деньги возможные реформы госзакупок Бурятии выглядят своеобразно.

^