02.07.2008
24 июня в МУП КСК, где состоялись церемония закрытия, гала-концерт конкурса "Венок дружбы" и фестиваля "Цветок Байкала", сцена пылала жаркими огнями загадочной Азии. Мегапроект "Священный дух Байкала говорит..." собрал лучших танцоров из Тывы, Якутии, Монголии, Японии, Индонезии, острова Бали, Шри-Ланки и, конечно же, Бурятии.

"Такой фестиваль, как "Цветок Байкала", по своему формату и географии участников проходит впервые в нашей стране, — говорит Климентий Федоров, менеджер по связям с общественностью театра песни и танца "Байкал". — Это, по сути, уникальная возможность заглянуть в другой мир, в другую культуру, прикоснуться к древней тайне.

Профессиональный хореограф, создавая танец на культурной основе древних эпох истории своего народа, должен передать всю суть танца зрителю на тонком эмоциональном уровне. Насколько это удалось, мы можем убедиться сами не только глазами, но и чувствами".

Легенды о красавицах-принцессах и мужественных воинах, церемониальные танцы, исполняющиеся в храмах, индонезийские танцы в масках, способные исцелять от недугов, — проект не зря был назван мистерией. Как и всякая мистерия, "Священный дух Байкала говорит..." будоражил воображение, обещая раскрыть тайну Востока. Она проскальзывала в движениях рук, во взгляде, наклоне головы. В этой связи танцоры казались некими посредниками духов, магическими силами.

Зажигательное начало дал эвенкийский центр "Орон" своим танцем "Гулувун" ("костер"). Тема блудных детей Азии остается популярной. И по-прежнему не оставляет равнодушной. "Путь кочевника" в исполнении студентки ВСГАКИ Анастасии Туга рисовал в воображении длинноволосых красавцев, восседающих на лихих конях и покоряющих не только бескрайние степи. Популярнейший в Индонезии танец в масках был для жителей Бурятии в диковинку.

Как известно, этот танец способен отогнать злых духов и привлечь добрых. При взгляде на магистра искусств, руководителя классического театра кукол Мадэ Гендер-Даланг (Индонезия) создается впечатление, что ты наблюдаешь восточную сказку. Господин Мадэ научил зрителей жесту "агам" балийского стиля танца — основными являются движения рук и глаз, с помощью которых и отгоняются злые духи.

Необычайная энергетика исходила от лучшего хореографа мира Ивато Морихиро, ведущего танцора Большого театра. На одно перечисление его регалий потребуется несколько минут. А для того, чтобы понять, что перед тобой настоящий мастер танца, — несколько секунд. Похоже, что лучший танцор мира полюбился ведущей Арине Родионовой, которая выразила даже не надежду — убежденность в том, что господин Морихиро переродится в бурята и будет жить в нашей республике. Похоже, что и танцор не против. Ивато Морихиро признался жителям Бурятии, что он в восторге от города и от зрителей.

Очень гармоничным казался дуэт Евгения Селезнева и Ирины Баторовой — они "зажигали" египетским танцем. Солнечный дуэт сменили 10 воинов, которые исполняли древний сакральный танец острова Бали. Одетые в златотканые одежды и опоясанные магическими шарфами, они являли собой силу и мужественность. Обучение танцоров этому сложному религиозному танцу провел мастер Огус Саджиропутра.

"Бурятский и индонезийский народы имеют много общего, — говорит господин Саджиропутра. — Работа с танцорами была не сложной, но все же необходимо больше времени. Обычно для того, чтобы научиться этому танцу, требуется месяц".

Еще один церемониальный танец сложен не только по своему исполнению, но и по подготовке к нему. Например, Тучинданэ Лиянаарагичиваге, мастеру танца школы Сэта Шире (Шри-Ланка), понадобилось 20 лет, чтобы изучить кандийский танец. К каждому выступлению танцоры готовятся 3 месяца. Сначала они спрашивают у Будды позволения исполнить танец.

Затем занимаются духовным очищением, так как только просветленные танцоры могут исполнять кандийские церемониальные танцы. От театра "Байкал" мастера танца Аджанта Хевабрамана и Тучинданэ Лиянаарагичивага выбрали только двух учеников. Для Алика и Дабы исполнение танца стало настоящим экспериментом, пройдя который, обретаешь новый духовный уровень. Как известно, танцы Шри-Ланки основаны на легендах.

Легенда данного танца повествует о том, что в 12 веке королю Шри-Ланки приснился страшный сон, в котором он был исполосован тигром. Когда же король проснулся, то действительно обнаружил на теле следы когтей тигра. Лекари королевского дворца пришли к выводу, что короля поразила страшная болезнь. Тогда король обратился к своим братьям-принцам из Индонезии, известным тем, что излечивали людей, проводя обряд поклонения богу танца... У легенды хороший конец: король вылечился, а кандийские танцы стали еще популярнее.

У фестиваля древних классических танцев народов Азии тоже хороший конец. Жюри выбрало победителей. Так, лауреатом третьей степени стала Татьяна Тихомирова (Бурятия), второй степени — Тумэн Чаянэ (Тыва). Ну, а первое место разделили индонезийская принцесса-танцовщица Рака Хацумавати и монгольский красавец-кочевник Багдэрэл Цырендорж.

А кандийские танцы, впрочем, как и другие танцы народов Азии, уверена, станут популярными в Бурятии. Во всяком случае, начало уже дано.

^