09.07.2008
Во всех школах республики на старшеклассников будут собирать именные портфолио. Эта необычная инициатива исходит от министерства образования Бурятии. В конце июня был обнародован приказ, в соответствии с которым всем государственным общеобразовательным учреждениям приказано внедрить у себя процедуру использования портфолио, а муниципальным органам образования предписано взять за основу разработанное Положение.

Информация будет накапливаться об учениках 8—11 классов. Учет документов, входящих в портфолио, возложен на классных руководителей. В досье будут входить документы, представляющие "совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, играющих роль индивидуальной накопительной оценки", вплоть до гражданства, домашнего телефона и электронного адреса школьника, его опыта общественной работы.

Также будут интересоваться уровнем владения компьютером, автомобилем, языками, предпочтениями и интересами бурятских школьников. Рекомендуется отмечать, в каких видах деятельности ученик наиболее успешен.

Старшие классы Бурятии накроются большой информационной сетью. Из школьников попытаются "вытянуть" информацию даже о жизненных планах молодого человека или девушки, о том, какие дела он (она) хочет сделать в течение года. Одновременно постараются собрать сведения о событиях прошлой жизни школьника и о его отношении к ним.

По задумке, это собрание документов должно позволить "увидеть значимые образовательные достижения учащегося в целом". Форма и структура портфолио будут утверждаться на педсовете школы.

В образце Положения, который школам предлагается принять за основу, декларируется добровольный порядок — все документы в портфолио заносятся с согласия учащегося. Однако характер сведений, которые школам в приказном порядке рекомендуют собирать о своих старшеклассниках, вызывает удивление в связи с его явной избыточностью.

Кому какое дело, умеет ли старшеклассник водить автомобиль и каковы его жизненные планы? Может быть, он хочет уехать навсегда в США?

Известно, в Бурятии любят кидаться в крайности. Не исключено, что в итоге в портфолио будут включать информацию о политических взглядах ученика, его отношении к определенным партиям, к неформальным молодежным течениям, к социально-экономическому курсу, проводимому руководством России, и т.д. Школы могут попытаться определить, кто из учеников, так сказать, истинный патриот и беззаветно предан делу правящей партии (название партии будет меняться в зависимости от обстановки), а кто — подозрителен и неблагонадежен.

Поэтому также совсем не исключено, что через определенное время в досье начнут появляться и вовсе закрытые разделы с информацией о школьнике. Место хранения портфолио будут определять школьные власти. Что будет с накопленным массивом информации, когда ученик окончит школу, не очень понятно.

^