09.07.2008
На днях вышла книга известного ученого, геолога, эколога Валериана Викулова "Забайкальский апатитовый завод". Все интересующиеся Ошурковским месторождением найдут ответы на свои вопросы, смогут более детально разобраться в проекте и главное, хорошо подготовятся к общественным слушаниям.
Известный эколог Сергей Шапхаев, директор "БРО по Байкалу", дает советы и рекомендации, как правильно провести общественные слушания. Организуют слушания и разрабатывают регламент их проведения всегда органы власти территории, на которой собираются разрабатывать проект, в данном случае, МО "Иволгинское" или администрации сельских поселений Ошурково и Сотниково. В г. Улан-Удэ это прерогатива мэрии.

На слушаниях должны присутствовать представители заказчика (ООО "Дакси ЛТД"), местного самоуправления, проектировщики, заинтересованные группы населения. Необязательно должны быть жители поселений Ошурково, Сотниково и Левобережья — могут присутствовать жители любых районов и города, которых волнует этот вопрос.

На общественных слушаниях должны высказаться представители всех сторон. По результатам слушаний составляется протокол, где фиксируются все замечания и предложения. После этого заказчик — "Дакси ЛТД" — еще в течение месяца обязан в общественной приемной вести журнал для замечаний и предложений от всех заинтересованных жителей. В часы приема сидит представитель "Дакси ЛТД" и фиксирует все записи в журнале.

После того как закончится месяц, в течение которого записывались все замечания и предложения от жителей, журнал передается заказчику. В течение двух недель заказчик должен подготовить ответы на все замечания, сделав таблицу в виде "вопрос-ответ". И на основе этого составляется окончательный вариант "Оценки воздействия на окружающую среду" ("ОВОС").

Жители, которые были на слушаниях и оставляли замечания, имеют право ознакомиться с окончательным вариантом "ОВОС" и проверить, были включены их замечания или нет. Для того чтобы ваши замечания включили в "ОВОС", они должны иметь под собой законодательную основу. Если замечание не будет обосновано законом, то его могут не учесть, написав в таблице, почему именно оно не учтено. После этой процедуры протокол, окончательный вариант "ОВОС" с таблицей "вопрос-ответ" отправляются на государственную экологическую экспертизу в Ростехнадзор РФ.

Там специальным приказом создается комиссия, которая состоит из специалистов разного профиля. Они экспертируют все документы и именно к ним в руки попадают замечания и предложения жителей. Они смотрят таблицу "вопрос-ответ", какие замечания учли, какие нет. Когда они видят, что какое-то замечание было обосновано, то есть его не просто написали, а сослались на какой-то нормативный акт или закон, или, в другом случае, если данное замечание не имеет ссылки на закон, но волнует большинство жителей, то эксперты могут учесть его — это называется общественным предпочтением.

Обычно на экспертов действуют замечания, которые имеют обоснования. Важно понять, что общественность может повлиять на проект только через экспертов, убеждая их своими аргументами.

Есть еще один вариант. Мы имеем право организовать и провести собственную общественную экологическую экспертизу из местных специалистов. Они точно по той же процедуре, что и государственная, проводят экспертизу. Обычно учитываются пожелания жителей. Общественные предпочтения также могут повлиять на заключение общественной экспертной комиссии.

Заключение общественной экспертизы передается государственной экспертизе, и, в конечном итоге, оно может повлиять на судьбу проекта, опять же через экспертов государственной экспертизы. Допустим, на общественных слушаниях было 200 жителей и 150 из них волнует вопрос "Как отразится на наших легких освоение Ошурковского месторождения?", а этот вопрос в проектной документации проектировщиками упущен или изложен недостаточно убедительно и полно. В этом случае эксперты ГЭЭ могут отклонить проект, т.е. вынести отрицательное заключение. Это будет означать, что дальнейшее продвижение проекта невозможно.

Таким образом, заинтересованная общественность может очень сильно повлиять на судьбу Ошурковского месторождения.

Ведь у нас есть убедительный пример остановки разработки Мыкертского месторождения серебра в Иволгинском районе, когда экспертная комиссия вынесла отрицательное заключение во многом благодаря активной позиции и участию местных жителей. Другой более свежий пример с нефтяным трубопроводом ВСТО, который совместными усилиями удалось отвернуть от Байкала и Бурятии.

^