09.07.2008
Это было сделано качественно и необычайно красиво. Продумано было все до мелочей: свет прожекторов, который направлял взгляд зрителей, озаряющие небо кометы — как знак свыше, пылающие костры, которые с последним словом рассказчика погасли. 4 июля спектакль-мистерия "Небесный аргамак", получивший в этом году престижную премию "Золотая маска", показал зрителям Бурятии рождение легенды. И не только о морин-хуре.
Премьера спектакля "Небесный аргамак" состоялась в 2006 году. Идея зрела долгими ночами, в результате долгих размышлений. Авторы провели большую работу над материалом, изучая легенды. Несмотря на то, что на всех афишах "Небесный аргамак" анонсируют как спектакль о появлении морин-хура, автор сценария Павел Павлов не считает, что это так: "Нет, спектакль не о создании морин-хура. "Небесный аргамак" — это заявка на создание легенды о появлении морин-хура. Вообще, этот спектакль о многом, в нем отражены многие философские темы".

Действительно, не только о появлении музыкального инструмента. Спектакль масштабен и глубок по своему смыслу. В нем раскрывается и бурят-монгольский взгляд на происхождение и порядок мира, и сущность женщины, которая, следуя капризам сердца, низвергнула его в низший мир.

"Моя героиня — обычная девушка с обычными недостатками, как и бывает в жизни, — рассказывает Оксана Лодоева, актриса, исполняющая роль Девушки и получившая "Золотую маску" как "Лучшая актриса". — Иногда мы ненавидим. Иногда завидуем. Иногда поступаем неправильно. Точно так же поступала моя героиня. Я любила, ненавидела, завидовала. И я поступила очень плохо. Я погубила Небесного аргамака. Моя героиня, послушав совет коварного искусителя Змея-Лиса, захотела получить волшебный цветок-Сэсэг, которым владеет Богиня Ехэ-Борхон. Этот цветок — мифологизация космической энергии. Он не может быть прихотью чьих-то капризов и может навлечь несчастья на человека. Но, в конце концов, как любая женщина, я родила ребенка. Таким прекрасным событием заканчивается наш спектакль".

"Срезала она коню волшебные крылья, и низвергнулся Небесный аргамак в нижний мир, превратившись в чудный музыкальный инструмент морин-хур, — говорит Туяна Бадагаева, режиссер спектакля, который был признан лучшим на премии "Золотая маска". — Голова коня украшает головку инструмента, жилы коня — это волшебные струны, а белый хвост аргамака — это голос смычка. Как только погиб конь, тотчас же сузилась огромная Вселенная до крошечного мирка. И стали герои обычными людьми. Только волнующий голос любимого коня Небесного аргамака живет в бурятском морин-хуре, всегда сопровождающего людей, напоминая о верном друге прачеловека".

^