16.07.2008
Несмотря на обладание гигантскими запасами байкальской пресной воды с ее уникальными питьевыми характеристиками, местный бизнес не может найти ей применение. Если товар из байкальской воды делать научились, то превращать его в деньги получается не особо. Впрочем, и в соседних регионах на данном ресурсе миллионов заработать не получилось.

В условиях современности в некоторых странах остро встал вопрос нехватки чистой питьевой воды. Ее недостаток испытывает каждый седьмой житель США. В Европе дефицит ощущается в Германии, Франции, Англии. Питьевой воды не хватает населению Мексики, Пакистана, Ирака, Алжира, Саудовской Аравии, Кувейта и Китая. В России около 50% населения потребляют недоброкачественную воду.

Вода становится настоящим товаром, особенно в тех регионах и странах, где ощущается недостаток именно ее качества. Байкал хранит в себе 20% мировых запасов пресной воды. И кажется странным, что, живя у "золотой жилы", бурятские бизнесмены до сих пор не поставили столь прибыльное дело на широкую ногу.

На самом деле сделать это не так-то просто. Попытки, конечно, были, и не единожды. Даже такое достаточно крупное улан-удэнское предприятие, как ОАО "Аквабур", пыталось делать бизнес на байкальской воде. Но, как говорит генеральный директор Сергей Гармаев, особого спроса на нашу воду не было, и проект как-то сам собой захирел.

Первая причина, по которой пришлось отказаться от розлива "священной", — смена хозяев скважины, из которой качалась байкальская вода в селе Клюевка. Раньше ими были местные предприниматели. Теперь всеми правами на скважину обладает иркутская компания ЗАО "БайкалВитаАквабур", которая и прервала сотрудничество с местным "Аквабуром". Сейчас иркутяне заключили договор с местным "Велесом" на продажу байкальской воды. Сергей Скворцов, директор "БайкалВитаАквабур", очень осторожен в своих высказываниях. На массовое производство они еще не вышли, но амбиции у них очень высоки. Как он говорит, с Иркутском, Новосибирском, Красноярском работа находится на стадии заключения договоров.

Но не так-то просто выйти хотя бы и на соседние регионы. Иркутская фирма ООО "Основа Байкала", которая достаточно успешно уже не первый год торгует байкальской водой в кулерах объемом 18,9 л, ориентирована в основном только на местное население и фирмы. Потому как, говорит Ирина Татаринова, директор "Основы Байкала", рынок воды очень насыщен. В Новосибирск, Красноярск если возить, то получается очень накладно, невыгодно, логистика дорогая.

Один литр воды получится даже дороже литра французской воды "Avian". Конкурировать с мировыми брендами тяжело. А психология людей строится на том, что лучше взять фильтр хороший и очистить воду, чем платить деньги за чистую питьевую воду природного происхождения. Наряду с этим существует и недоверие потребителей, которые, когда покупают воду первый раз, всегда спрашивают, а действительно ли эта вода из Байкала, а не из крана.

Самая большая загвоздка в развитии рынка байкальской воды у бурятских бизнесменов — отсутствие поддержки со стороны других регионов России (а как же, конкуренция все-таки), правительства Бурятии и отсутствие интереса у местных потребителей.

— Да, когда мы только начали выпуск воды, поднялся большой интерес. Приезжали из администрации Москвы, посещали нас и китайцы, и корейцы, но дальше разговоров дело так и не пошло, договоры на поставку так и не заключили. Получается, что вода им не так уж и нужна. А для местного населения она вообще не представляет интереса, — комментирует Сергей Гармаев, генеральный директор ОАО "Аквабур".

Всего компания торговала байкальской водой два года. Несмотря на столь пессимистичные заявления Сергея Доржиевича, в Бурятии весьма неплохо уже два года торгует байкальской водой местная фирма "Таежный источник". Они продают ее не только в кулерах, но и для массового потребителя в бутылках по 0,6, 1 и 1,5 л. На отсутствие спроса не жалуются, а вот выходить на соседний Иркутск пока не собираются.

— Причин для этого много. Даже в Иркутск заходить сложно, нас там никто не ждет. Для того чтобы выходить на соседние регионы, собственных сил не хватит. Выход возможен при поддержке нашего правительства, которое на своем уровне могло бы заключить договоры о поставке воды с соседями, — делится Михаил Белых, заместитель директора "Таежного источника".

Получается, несмотря на всю ценность байкальской воды и Байкала в целом, которую признали во всем мире, продавать воду из священного источника за пределами республики весьма и весьма проблематично.

А ведь байкальская вода по своему составу не имеет аналогов во всем мире. Населяющие воду живые организмы многократно профильтровывают поступающую из притоков и с атмосферными осадками воду, удаляя все чуждые байкальской воде вещества.

— Вода Байкала по своему составу структурированная и имеет положительную информацию, то есть она живая. Единственный недостаток — она низко минерализирована. По стандартам питьевой воды, полезной для организма, существует определенный солевой баланс. В байкальской воде он занижен, то есть она слишком чистая. Но этот недостаток легко исправляется, — говорит Сергей Шапхаев, директор общественной организации "БРО по Байкалу".

Почему же так сложно продвигать уже, казалось бы, сам по себе настоящий бренд? Ведь название озера "Байкал" уже причисляют к бренду, который не нуждается в представлении и раскрутке. Его эксплуатируют уже многие компании, даже те, которые не имеют к пище никакого отношения.

Скорее всего, дело упирается в недостаточно высокий профессиональный уровень маркетинговой политики и отсутствие подобающего бюджета под стратегию продвижения на внешние рынки. Пока это не под силу даже более развитым в экономическом смысле иркутянам.

^