16.07.2008
Вот уже скоро год, как в структуре прокуратуры РФ произошла реформа, разделившая собственно прокуратуру с ее надзорной функцией и следствие прокуратуры. Был образован новый самостоятельный федеральный орган — Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.

О необходимости этой реформы в свое время спорили многие. Но сейчас, спустя десять месяцев работы Следственного комитета, молодая структура уже обрела свою самостоятельную жизнь. О деятельности районного подразделения следственного отдела Следственного управления Следственного комитета, об изменениях в работе следователей, обо всем новом в молодой структуре мы попросили рассказать руководителя СО по Советскому району Улан-Удэ СУ СК при прокуратуре РФ по РБ, младшего советника юстиции Сергея Ханхашанова.

— Сергей Васильевич, в сентябре Следственному комитету исполнится год. Какова, на Ваш взгляд, была необходимость его создания?

— Считаю, наш Комитет был создан вполне обоснованно. Образование Комитета было вызвано реальной необходимостью, исходящей из экономической и социальной ситуации в стране. Суть создания СК, если говорить проще, сводится к тезису "пусть каждый занимается своим делом". Выделение следствия позволило нам качественно выполнять свою работу по раскрытию и расследованию преступлений. Одним из важных направлений в работе следователей Комитета является работа по раскрытию убийств, в том числе убийств прошлых лет. Активизирована работа по без вести пропавшим. Сейчас в России исчезает много людей: кто-то скрывается, кого-то убивают, кто-то умирает.

Если сравнить с первым полугодием 2007-го, то тогда прокуратурой Советского района было возбуждено 4 уголовных дела по без вести пропавшим, при этом все они были нераскрытыми. За этот же период 2008 года нами было возбуждено 8 таких уголовных дел, из них 5 уже раскрыто, в том числе убийство таксиста, молодого парня, которого четверо преступников зверски убили и выбросили на окраине города. Из числа зарегистрированных с начала года убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть по неосторожности, нет ни одного нераскрытого — все без исключения раскрыты, виновные понесут заслуженное наказание.

— Касаемо реформы и образования Следственного комитета ходили слухи, что следователи районных прокуратур, якобы, боялись, что их переведут в милицию.

— Все это слухи, нередко специально распространяемые теми, кто не может работать в следствии. В основном, боялись те следователи, кто знал, что им здесь не место, те, кто духом некрепки в отношении следствия. Они понимали, что их могут не пригласить в Комитет. Если ты профессионал, ты просто занимаешься своим делом, а не паникуешь и не устраиваешь истерику. А упомянутые слухи о соединении и переводах несостоятельны по своей сути.

— Расскажите о нынешней структуре Вашего подразделения, в чем отличия от прежней штатной структуры?

— На момент создания Следственного комитета в прокуратуре Советского района Улан-Удэ работало 11 следователей и заместитель прокурора, надзирающий данное направление. Сейчас количество работников снизилось до 8 человек. Из них 6 следователей.

Каждый работает по определенному направлению: это работа по нераскрытым особо тяжким преступлениям против личности, расследование уголовных дел хозяйственной направленности и должностные преступления, а также есть направление по расследованию остальных дел. Следователи в работе по направлениям взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Считаю, что нельзя следователя загружать чем попало, ведь кто-то способен качественно раскрывать преступления, а кто-то расследовать преступления коррупционной направленности или в сфере хозяйствующих субъектов.

— Шесть следователей — не мало ли? Нет ли у вас дефицита кадров?

— Некоторые регионы, в том числе и Бурятия, испытывают мощный кадровый дефицит, нагрузка у следователей очень большая. В других регионах работников раза в два больше, чем у нас. Я могу честно сказать, что определенный кадровый недостаток существует в крупных сельских районах, где работают 2—4 следователя, а на некоторые районы приходится лишь по одному. Кадровая нехватка должна рассматриваться с точки зрения загруженности следователя непосредственно следственной работой и объемом проводимых доследственных проверок.

В этом и есть основная сложность — следователь СК не только расследует уголовные дела, но и проверяет все заявления и сообщения о преступлениях, подследственных СК. В этом отношении в наш отдел поступают серьезные материалы на предмет выявленных нарушений в органах государственной власти. Они занимают массу времени. Кроме того, львиную долю составляют заявления на неправомерные действия сотрудников милиции. Работа следователей осуществляется в максимально напряженном режиме. Тем не менее, в нашем следственном отделе кадрового недостатка не имеется.

— Что касается следователей, как и насколько изменилась их роль?

— В нашей структуре полномочия следователя остались на том же уровне, как и раньше. Единственно: если раньше дела возбуждались с согласия прокурора, теперь следователь имеет полномочия возбудить дело самостоятельно. Я стараюсь приучить следователей к большей самостоятельности. Потому что в критической ситуации ему не сможет помочь никто, а раз он сам себе помочь не может, как он может помочь другим, какой же из него следователь? Самостоятельность накладывает на него колоссальную ответственность. Критики говорят: как же так, значит, следователям СК сегодня дана безграничная власть?

Это ошибочное мнение. Наделение властью равно силе ответственности за нее, превышение власти влечет наказание вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Следователь должен работать вне своего "Я", он все время живет судьбами других людей.

— Вам удалось добиться от своих следователей такого понимания роли следователя?

— С начала работы из нашего СО уволились три следователя, по всей вероятности, им не хватило должной ответственности и исполнительности в работе. Лично я не собираюсь делать поблажки, так как работа связана с судьбами людей. Конечно, каждому дается шанс — усилить работу, изменить отношение к своим делам и быть ответственным, но со следователем, который работает "тяп-ляп", "авось, пронесет", мы расстаемся, так как он просто изживет себя. Сейчас наш отдел имеет все признаки сплоченности — то, чем можно бороться с преступностью эффективно.

Фраза "Один за всех и все за одного" — не банальность, а реальность. Сплоченность и личный профессионализм есть основа здорового следственного отдела. Это как в футболе — если все играют хорошо, но вместе друг с другом не держатся — проиграют, если же играют скверно, хотя и вместе, все равно проиграют. Нас всего восемь человек, не хватало еще врозь работать. Наш следственный отдел является сложившейся командой.

— А в целом как изменилась организация работы следствия?

— Все взаимодействие нашей структуры с другими органами теперь идет напрямую, рассчитывать приходится только на самих себя, фактически в том и суть организации — самостоятельность, ответственность и законность.

— Возникали ли у вашего молодого органа бытовые проблемы при реорганизации прокуратуры?

— Мы базировались в помещении прокуратуры Советского района, поэтому часть кабинетов нам была передана. Если честно, условия здесь не лучшие. Хотя не важно, какой кабинет, главное, работать хорошо. У нас три следственных кабинета, приемная, мой кабинет и моего заместителя. Тем не менее, проблем с помещением у нас, я думаю, не будет. Большая часть компьютеров, техники и мебели была передана из прокуратуры. Предусмотрен для следственного отдела служебный автомобиль, это вопрос времени. Следователям, которые имеют свой транспорт, компенсируются средства, потраченные на горючее.

— Многие граждане, не зная о разделении на Следственный комитет и прокуратуру, путают эти два органа. Как Вы решаете эту проблему?

— Взаимодействие со СМИ дает свои плоды: по прошествии года люди уже знают про наш Комитет. Но все еще порой заходят к нам, думая, что в прокуратуру. У нас теперь нет надзорной функции. Если имеется сообщение о преступлении, подследственном СК, — это к нам, а жалобы, например, по трудовым спорам, несогласие с расследованием дел в иных, кроме СК, следственных органах находятся в компетенции прокуратуры.

— Сергей Васильевич, а что для Вас следствие?

— Мне часто говорят, может, ты уже устал от расследования убийств, может, лучше найти себе место поспокойнее... Отвечаю, что следствие — это как жизнь, а от жизни я пока не устал. В следственном отделе налажен порядок, работа осуществляется как слаженный механизм и хотелось бы, чтобы наше подразделение подходило под все каноны идеального.

Справка

6 июля 2007 года Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Закон, принятый Государственной Думой 11 мая 2007 года и одобренный Советом Федерации 25 мая 2007 года, предусматривает создание системы Следственного комитета при прокуратуре России, которую составляют: Главное следственное управление, следственные управления по субъектам Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления, в том числе военные следственные управления, а также следственные отделы по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы, в том числе военные следственные отделы.

В этих следственных органах сосредотачивается производство предварительного следствия по уголовным делам, подследственным следователям прокуратуры. Следственный комитет при прокуратуре РФ возглавляет первый заместитель Генпрокурора России — председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента России.

По закону, положение о Следственном комитете при прокуратуре РФ утверждает Президент России. Федеральный закон изменяет процессуальный статус прокурора в досудебном производстве.

За прокурором сохраняются в основном функции надзора за соблюдением законности при производстве дознания и предварительного следствия. Функции производства дознания и предварительного следствия возлагаются на следователей и дознавателей, на руководителей следственных органов и начальников органов дознания. С учетом необходимости осуществления контроля за дознанием сохранены полномочия прокурора по надзору за данной формой расследования.

^