23.07.2008
Американский вертолет "Робинсон R-44" — первый представитель "частной" вертолетной авиации в Забайкалье. Освоение воздушного пространства Бурятии частниками начнется с середины августа.

Вертолет вместо машины

У иркутян, как говорят, уже есть один "Робинсон" бирюзового цвета, который принадлежит владельцу улан-удэнского судостроительного завода Валерию Дмитриеву. Иногда горожане видят, как "владелец пароходов" летает к себе на работу в Улан-Удэ из Иркутска. Правда, этот вертолет ходит по любительской лицензии и не может осуществлять коммерческих перевозок. Планируют купить "Робинсон" и наши соседи из Читы. А пока у нас в Бурятии появится первый иностранный вертолет под коммерческим флагом. И перспективы у этого воздушного транспортного средства в регионе — просто фантастические.

Принадлежит вертолет частному лицу и будет передан в аренду коммерческой компании. В основном он будет использоваться для мониторинга окружающей среды, т.е. наблюдения за пожарами, паводками и для аэрофотосъемки. Однако владельцы планируют, что вертолет будет работать и для других целей: обзорных туристических экскурсий, обслуживания свадеб как воздушное такси и, возможно, станет настоящим спасателем в труднодоступных районах республики.

Покупка вертолета была произведена в Екатеринбурге, где находится авторизированный центр американской компании "Робинсон". В Улан-Удэ вертолет прислали в разобранном виде, а здесь его собрали и уже "облетали". Впечатления у пилотов самые хорошие: машина легка в управлении и отлично слушается летчика. Вертолет оборудован поплавковым шасси, что позволяет ему садиться и на воду. Как говорят специалисты, это даст возможность использовать вертолет и там, где нет посадочной площадки, зато есть озеро или река. В нашем городе, напримнр, вертолет легко может приводниться на реке Уда. Если же включить водный винт, то вертолет может скользить по воде и выписывать пируэты не хуже, чем моторная лодка или катер.

Этот вертолет предназначен для полетов в ясную погоду. Зимой он тоже может легко подняться в воздух, правда, температура должна быть не меньше минус 30 градусов по Цельсию. И хотя изначально вертолет конструировался для частного и корпоративного использования, с недавнего времени покупать "Робинсон" стали и полицейские подразделения США.

27 тысяч за час

Стоимость полетного часа этого вертолета — около 27 тысяч рублей. Для сравнения: час аренды вертолета "Ми-8" (а только такие гражданские вертолеты есть у нас в республике) обойдется примерно в три раза дороже. Правда, в "Ми-8" может поместиться 22 человека, а в "R-44" — один пилот и только три пассажира. Впрочем, компактность не помешала, а наоборот, помогла "Робинсону" стать самой востребованной маркой вертолетов в мире.

Представьте, даже если вы отдали производителям предоплату, все равно придется ждать в очереди не меньше года, чтобы для вас наконец-то собрали этот летательный аппарат. Популярности способствует относительно невысокая цена "Робинсона" — около 20 млн. рублей — и экономичный режим полета. Добавьте к этому кожаный салон "R-44", встроенную музыкальную систему и специальные возможности для панорамного обзора (вертолет почти полностью прозрачный), и вы получите комфортабельный прогулочный вертолет — настоящую находку для любителей полетов и необычных путешествий.

Аэротакси "Улан-Удэ—Иркутск"

До Иркутска и обратно на "Робинсоне" можно добраться за два с половиной часа, и это без дозаправки. Менее чем за полтора часа вы доберетесь до Чивыркуйского залива на Байкале. Максимальное время, которое может провести "Робинсон" в воздухе, — 2 часа 40 минут. Ровно на столько хватит бензина в баке. Так что до Читы на этом аппарате не добраться, поскольку полет занял бы не менее 3 часов. Вот когда в регионе появятся промежуточные заправочные станции для небольших вертолетов и самолетов, тогда у частной авиации начнется новая жизнь.

Полетную лицензию улан-удэнцы планируют получить в середине августа. И это совсем непросто. Пилоты уже подтвердили свое мастерство, сейчас проходит обучение технического персонала. Из Управления гражданской авиации, которое находится в Иркутске, приедут эксперты, чтобы проверить соответствие взлетной площадки и ангара всем необходимым нормам. Как и положено, стоянка вертолета находится за пределами города, в промышленной зоне. Кстати, взлететь только по одному своему желанию не получится. В России действует разрешающая процедура полета. Пилот предупреждает местное отделение Управления воздушного движения о предстоящем вылете, а там уже, в зависимости от погодных условий и ситуации на воздушных трассах, дают окончательное "добро".

Если вспомнить, что Бурятия планирует увеличить количество приезжающих состоятельных туристов, то частное воздушное сообщение будет как нельзя кстати.

— Здорово, что в Бурятии появилось такое коммерческое предложение, — говорит Александр Тогочеев, директор туристической компании "Фирн Трэвел", — оно точно будет пользоваться спросом у туристов из Москвы и иностранцев. Правда, кажется, что цена полета пока немного высока. Если владельцам удастся снизить стоимость, то вертолет не будет успевать выполнять заказы.

Впечатления на всю жизнь

Для жениха с невестой экскурсия по окрестностям Улан-Удэ не займет больше часа, зато впечатлений останется на всю жизнь. Нет равных "R-44" в случае необходимости доставить в труднодоступный район небольшой груз. Если недавно ради небольшой, но очень нужной детали надо было поднимать в воздух мощный "Ми-8", то теперь достаточно завести экономичный и компактный "Робинсон". Транспортировать лежачего больного на таком вертолете, конечно, будет невозможно, зато отвезти доктора — легко. А как участник поисковых спасательных операций "Робинсон" себя зарекомендовал уже не только за границей, но и в российских регионах.

Впрочем, хотя вероятность разбиться на вертолете гораздо меньше, чем на машине, все же несчастные случаи с "Робинсонами", как и любыми другими марками вертолетов, бывают. Именно поэтому в первую очередь потенциальных клиентов будет интересовать собственная безопасность во время полета. Специалисты утверждают, что в вертолетах "Робинсон" все подчинено безопасности пилота и пассажиров. У двигателя этого аппарата фантастический ресурс и надежность, так что его отказ маловероятен.

При жесткой посадке первыми нагрузку берут на себя стойки лыж и элементы каркаса, далее в дело вступают сиденья экипажа с энергопоглощающим коробчатым каркасом. Падение с нескольких десятков метров экипаж переживет без особых травм, ну, а мягко приземлиться с неработающим двигателем помогает планирование на авторотации.

Первый частный вертолет начнет свои коммерческие полеты после получения лицензии в середине августа. Не удивляйтесь, когда увидите в небе эту прозрачную машину. Это значит, что гражданская авиация у нас в республике поднялась "на крыло".

^