23.07.2008
Затягивание с реализацией планов по строительству в Бурятии газонефтеперерабатывающих мощностей и выпуску горючего привело к привычному для нашей республики результату.
Напомним, что в настоящее время в республике разрабатываются два проекта по строительству таких заводов. Один из них продвигает предприниматель Александр Лобанов. Другой — компания "Газпром", что провела этим летом презентацию концепции газификации Бурятии. В случае успешного строительства газонефтеперегонного завода республика сможет, путем переработки завозимого сырья, обеспечить свои потребности в автомобильном топливе.//

Предполагалось, что часть бензина будет экспортироваться в Монголию, которая практически весь бензин закупает в России. Соседняя страна находится в жесткой зависимости от условий, поставленных РФ.

Теперь можно констатировать факт — медленная и неповоротливая политика привела к тому, что Бурятия проиграла битву за монгольский рынок бензина и дизтоплива, даже не вступив в нее.

Правительство Казахстана начинает реализацию договоренностей, закрепленных в казахстанско-монгольском межправительственном Соглашении. Начиная с нынешнего года в Монголию начинаются поставки казахского горючего. Объем поставок составит 150 тыс. тонн горючего в год. Первая партия уже готова к отправке. Но это начало большого сотрудничества в топливной сфере.

С 2012 года Казахстан будет каждый год поставлять в Монголию один миллион тонн сырой нефти на переработку. Казахстан недавно официально проинформировал об этом власти соседней страны. Об этом сообщает монгольское информационное агентство Монцамэ.

Недавно стало известно об еще одном международном проекте Монголии в энергетической сфере. Япония в лице Банка международного сотрудничества и корпорации "То е о инжиниринг" совместно с монгольской компанией "Монгол секью" планируют построить в соседней стране нефтеперегонный завод. Местом для него выбран город Дархан. Как сообщают из Монголии, в дарханских окрестностях уже отведен земельный участок под этот стратегический объект.

Перерабатывая нефть, завод сможет выдавать два миллиона тонн горючего в год. Некогда крупный по монгольским меркам центр по выпуску стройматериалов теперь станет заметным игроком на топливном рынке. Одним словом, Монголия делает закономерные, логичные шаги.

Сумеет ли потенциальный бурятский газонефтеперерабатывающий завод в новых условиях найти свою нишу на монгольском "бензиновом рынке" и реализовать хоть 1 литр бензина? Данную вероятность нельзя отвергать. Однако для этого наш завод должен будет сделать монгольским потребителям такое ценовое предложение, которые бы "перебило" цену дарханского производителя. Если такое окажется возможным, то шанс выйти на монгольский рынок есть. При равных же условиях бензин из Бурятии за границей никому не нужен.

Реально бензин, произведенный в Монголии, может оказаться дешевле, чем в Бурятии. Автомобилисты приграничных деревень и поселков РБ будут ездить туда заправляться.

Сейчас в нефтедобывающей России уже сложилась ситуация, когда российским авиакомпаниям дешевле заправить свои лайнеры в лондонском Хитроу, чем в московских аэропортах. Доведенный до отчаяния премьер Владимир Путин недавно серьезно предупредил руководителей антимонопольной службы страны, что они будут уволены, если не переломят эту необычную ситуацию. Другими способами воздействовать на топливные цены в России у премьера, вероятно, уже не получается.

^