30.07.2008
Недостаток денег — это не оправдание бесполезно проведенного лета. Проехав несколько десятков километров от Улан-Удэ, можно оказаться в местах, где вершились судьбы государств. Потом, продолжив путь еще дальше на восток, соприкоснуться с источником духовной мощи почти трехтысячелетней давности. Этот маршрут пролегает от Улан-Удэ через село Ацагат (Заиграевский район) до Эгитуйского дацана (Еравнинский район).

В краткое двухдневное путешествие меня пригласил Штефан Крист, научный сотрудник Австрийской академии наук. Наверное он войдет в историю нашей республики как первый ученый — создатель курса "бурятоведение" при зарубежном университете. "Бурятоведение" — это, конечно, рабочее название курса об истории и культуре бурят, который готовит Штефан для Венского университета, где и работает преподавателем. Курс находится в процессе получения аккредитации и, возможно, войдет в учебную программу через пару лет.

Целью нашего путешествия был Эгитуйский дацан, где в субботу был совершен обряд освящения дворца Зандан Жуу. Но из-за плохого транспортного сообщения между городом и районом, за день до события нам пришлось ехать в село Ацагат (около 60 км) и только на следующий день отправиться в Еравну.

Село Ацагат хранит свои тайны

Большой интерес маленький Ацагат может вызвать только у людей, хорошо знающих историю России. С виду это село мало чем примечательно. Однако представьте, там есть свой собственный музей восковых фигур — местный вариант музея мадам Тюссо. Именно туда сразу по приезде отправился Штефан, который пообещал мне показать что-то уникальное. Этим "что-то" оказалась восковая копия Его Святейшества Далай-ламы XIV.

— Пять лет назад я сфотографировался с этой фигурой, и мои коллеги, увидев фотографию, до сих пор удивляются тому, как я смог добиться аудиенции у самого Далай-ламы! Настолько хорошо выполнена эта копия, — подметил Штефан.

Кроме копии буддийского иерарха, там можно лицезреть восковые фигуры ламы Иролтуева и Агвана Доржиева. Эти личности были выбраны не случайно. Далай-лама посетил Ацагат. Хамбо-лама Шойнзон Иролтуев был настоятелем Ацагатского дацана, а Агван Доржиев — последний хозяин дома, где разместился музей. Именно из этого дома в 1937 году сотрудники НКВД увезли в соседний Эрхирик Агвана Доржиева, учителя Далай-ламы XIII и выдающегося дипломата того времени. В Ацагате живет 94-летний дедушка Цыжип Нимаев, который является свидетелем той эпохи. Он рассказывает, что в тот день за Агваном Доржиевым приехала черная машина. Он надел цилиндр, взял свою знаменитую трость и сел на заднее сидение, где заранее для него уже была расстелена енотовая шуба.

— Я думаю, что Агван Доржиев был первым бурятом, посетившим Вену. Наверное, это было в 1898 году, — заявил Штефан по дороге от музея к селу, — об этом написано в его дневнике. Еще в личных записях немецкого биолога Ганса Лидера, изучавшего фауну Монголии, есть упоминание о встрече с Агваном Доржиевым, во время которой он сказал о своем визите в Вену.

Штефан Крист уже три года безуспешно пытается найти в различных архивах Австрии хотя бы маленькую зацепочку о визите Агвана Доржиева к нему на родину. Ученому хочется узнать, что делал этот российский дипломат в Вене. Ни много ни мало, но из-за Агвана Доржиева могла бы измениться история России, ведь он добивался протектората Российской империи над Тибетом. Над этим он работал в Париже и Лондоне.

В доме-музее сохранилась часть архива Агвана Доржиева. Сам дом представляет собой просторную постройку, где в годы советской власти находился детский приют. Стоял он в живописной местности в семи километрах от Ацагата, но был перенесен поближе к деревне в 1994 году уже в качестве музея.

Заночевать мы остановились в доме известных мастеров кузнечного дела Бурятии — семьи Санжитовых. Работы отца — Радны Санжитова — можно увидеть в музее им. Сампилова или на улицах города. Например, одним из них является "Древо жизни" напротив Дома художников.

Сыновья продолжают дело отца и выполняют работы под его руководством. Гостеприимные хозяева поведали нам об интересной местной традиции. Ацагат — это, возможно, единственное в Бурятии село, где на Бутуу удэр (последний день года по буддийскому календарю) дети ходят от дома к дому за сладостями и подарками. На этот день каждая местная семья запасается пятнадцатью килограммами конфет для детей. Вероятно, эту традицию заложил Агван Доржиев, который позаимствовал ее у католической Пасхи.

Эгитуйский дацан

Церемония освящения нового дацана началась в 10 часов утра. Но почему-то караван правительственных машин стоял в пол-одинацатого у буузной на въезде в Еравнинский район. Наверное, у них был поздний завтрак. Мы тоже опоздали, но по другой причине — из-за отсутствия нормального транспортного сообщения.

Эгитуйский дацан был окружен табунами железных коней с номерами из разных регионов страны. Люди приезжали за несколько часов до начала, чтобы занять место поближе к входу, чтобы получить благословенные зерна для освящения своих домов.

Чан с зернами периодически выносился ламами из храма, и люди могли взять себе горсть. Даже после десяти часов на территорию дацана непрекращающимся потоком вливались все новые и новые люди, желающие попасть на "новоселье" живого Будды. Люди постарше специально для торжества шили праздничные национальные костюмы. Причем это было не для придания событию псевдоэтнического антуража, а настоящим желанием следовать традициям.

Ближе к двенадцати у ступенек к храму засияли лица почетных гостей в футболках с надписью "Единая Россия". Некоторые наши чиновники не удержались от соблазна продемонстрировать свою показную политическую преданность даже на таком чистом по своей сути событии, которое связано с именем Зандан Жуу. Доступ людей к поклонению Зандан Жуу был открыт после полудня. Но очередь из желающих была перед храмом еще и после восьми вечера.

Такой ажиотаж понятен. Считается, что Зандан Жуу (Сандаловый Будда) — это двухметровая статуя, созданная при жизни самого Будды Шакьямуни 2800 лет назад. В Забайкалье Зандан Жуу объявился в 1901 году. Этому предшествовал его долгий путь из Индии через Тибет, Монголию и Китай. Символично мнение, что вместе со статуей Зандан Жуу перемещается и центр буддизма.

В 1935 году статуя попала в Антирелигиозный музей (сегодня Одигитриевский собор). Оттуда в 1991 году статуя была возвращена в стены Эгитуйского дацана. Но в старом одноэтажном здании было невозможно создать соответствующие условия хранения мировой буддийской святыни.

Благодаря пожертвованиям прихожан и отдельных спонсоров был построен новый дацан, на освящение которого мы и отправились. Многих удивило внешнее оформление дацана гладкой плиткой. Но знающие люди объяснили, что это сделано для пожароустойчивости здания. Восстановить деревянный шедевр архитектуры разрушенного Эгитуйского дацана начала двадцатого века из-за этих требований невозможно.

После окончания хурала начались спортивные игры: борьба, стрельба из лука и скачки. Причем среди призов были не только машины и деньги, но и целые отары овец. За победу в скачках на шесть километров победитель получил сто ягнят местной породы. За вторые и третьи места дарили коней и коров.

У Штефана был свой интерес. Одной из его главных тем исследования являются бурятские национальные виды спорта.

— Здорово! — сказал Штефан. — Уровень проведения игр почти как в Монголии. Еще бы чуть больше участников, и, я думаю, вы перегоните по зрелищности монгольский Наадам. Правда, в Монголии к трем основным видам спорта добавляют еще игру с бараньими косточками шагай.

Вечером Штефан поехал на попутках еще дальше в глубь республики за новыми знаниями о нашем крае. Мне же повезло сесть в микроавтобус местного коллектива песен и танцев, так что праздник для меня продолжился до самого Улан-Удэ.

^