06.08.2008
В городе Алтан-Булаг, который находится на монгольской стороне международного перехода "Кяхта—Алтан-Булаг", в сентябре нынешнего года будет запущена первая очередь монгольской свободной экономической зоны "Алтан-Булаг".
В будущем году монгольская сторона запустит зону "Алтан-Булак" на полную мощность. Напомним, что это одна из двух свободных зон, строящихся в соседней стране. Такая же возводится на юге — на границе с Китаем.

Начало работы зоны "Алтан-Булак" может в корне изменить привычную географию движения товарных потоков. Для "челноков" из Бурятии, Иркутской области и других сибирских регионов Алтан-Булак может стать хорошей альтернативой китайской Маньчжурии. Если в свободной экономической зоне будут обеспечены широкий ассортимент различных товаров и нормальные цены, то это вызовет большой интерес не только российских "челноков"-индивидуалов, но также и торговых фирм из других частей России.

Фактически речь идет о том, что этот пограничный монгольский город может перехватить львиную долю потока сибирских торговцев, по привычке направляющихся за товаром в Маньчжурию. Вместе с "челноками" в Алтан-Булаг пойдут их деньги.

— Торговые отношения между Монголией и Россией уходят своими корнями в далекое прошлое, — говорит г-н Эрдэнэбат, генеральный менеджер свободной зоны "Алтан-Булаг".

Решение о создании этой свободной зоны (площадью 500 гектаров) было принято в 2002 году. Зона является частью территории Монголии, которая в отношении таможенных пошлин и иных налогов считается расположенной вне таможенной территории и имеет специальный режим инвестирования хозяйственной деятельности. В настоящее время более ста компаний из Монголии, России, Японии, США, Кореи, Китая и Великобритании заключили инвестиционные договоры на общую сумму свыше 700 миллионов американских долларов. К примеру, Торгово-промышленная палата РБ заключила договор на участок в 14 гектаров.

В целом товарооборот одних только российских "челноков" с Монголией достиг в прошлом году 12 млн. долларов. С открытием международных оптовых центров в г. Алтан-Булаг путь к товарам у "челноков" станет на 1200 км короче. Создание зоны на границе РФ и Монголии позволит торговцам сэкономить солидные деньги. И время. "Челночные" поездки в Монголию в последнее время перестали быть диковинкой. В прошлом году таких поездок было 10 тысяч. В нынешнем ожидается уже 17 тысяч. Также стали ездить в Монголию из Иркутска.

Задумывая зону "Алтан-Булаг", монгольская сторона посетила китайские города, откуда Россия получает основную часть товаров, а также изучила опыт организации свободных зон, накопив немало опыта. К примеру, в прошлом году на казахстанско-китайской границе была открыта свободная зона "Хоргос", нацеленная на перевалку товаров в Европу. В качестве первого мероприятия в "Хоргосе" была проведена ярмарка экспортных товаров и продукции.

В рамках зоны "Алтан-Булаг" восемь гектаров также отведено для проведения международных выставок и ярмарок. Зона намерена сблизить интересы потребителей и производителей. Так, уже в сентябре монголы проведут там выставку-ярмарку машин и механизмов. Известно, что грузовики и другая техника, произведенная в Азии, пользуются большим спросом в РФ.

Представители свободной зоны на прошлой неделе приняли участие в международной конференции в Улан-Удэ, посвященной перспективам развития и месту Байкальского региона в жизни России — презентация зоны прошла успешно.

Как заявила на презентации улан-удэнская предпринимательница Татьяна Беседина, "за последнее время все больше и больше предпринимателей разного уровня из России стали работать на монгольском рынке". Как отметила г-жа Беседина, Монголия по уровню привлекательности бизнес-среды находится на 48-м месте из 170 стран мира. Также она высказалась в том роде, что Алтан-Булаг станет наследником некогда знаменитого купеческого города Кяхты.

Скорее всего, так и будет. В том же международном выставочном центре, который будет функционировать в рамках зоны, покупателям будут представлены товары Монголии, Китая, стран бурно растущей Юго-Восточной Азии, США, Европы и даже некоторых стран Океании. Жители Бурятии смогут приобрести не только одежду, обувь, электронику, подержанные автомобили, товары, которые они, наверное, никогда раньше не видели... Еще немного, и наши "челноки" вообще забудут про Маньчжурию.

Бурятский город Кяхта окажется рядом с центром активного бизнеса. Но, по большому счету, Кяхта вряд ли сумеет извлечь из соседства с зоной большую пользу. Не верите? Посмотрите на Забайкальск. За годы "челночной" торговли улицы сопредельной Маньчжурии обросли небоскребами. Российский же Забайкальск остался серой транзитной провинцией.

^