20.08.2008
Самым загадочным образом среди водителей города Улан-Удэ и республики появляются заблуждения, за которые водители расплачиваются штрафами. О них-то и поговорим сегодня.

Особенно грешат заблуждениями опытные шоферюги, уже давно подзабывшие букву правил. На днях автор этой статьи убедилась в необходимости освежить свои знания ПДД, будучи оштрафованной за то, что сидевший на заднем сиденье моей машины пассажир не был пристегнут.

Почему-то очень многие водители уверены, что сидящие на задних сиденьях не обязаны пользоваться ремнями безопасности в черте населенного пункта. Я тоже так считала, но инспекторы ГИБДД не без ехидства ткнули в нос страдающему склерозом автору текст ПДД, пункт 2.1.2, из коего следовало, что пристегиваются все взятые на борт ТС рядовые граждане.

Водитель обязан: "При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности)". И как можно было такое забыть?

Следующий пункт, за нарушение которого надо штрафовать уже 100% водителей столицы РБ, — остановка на перекрестке на запрещающий сигнал светофора. По Правилам, стоять мы должны перед стоп-линией. Но она есть далеко не везде, поэтому нос машины не должен заходить далее границы перекрестка или светофора, расположенного на краю проезжей части. Со светофором ясно, а вот что есть граница перекрестка, похоже, надо всем напомнить.

Откроем текст Правил (я купила, читаю теперь на ночь, и вам советую — столько всего забытого!): "Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей".

Так что мы не имеем права заезжать за воображаемую линию, проведенную перпендикулярно направлению нашего движения от начала закругления дороги. Закругление — слово смешное, но шутить с ним не стоит: надо останавливаться до того, как бордюр проезжей части стал изгибаться. Когда вы в последний раз обращали внимание на линию бордюра? Никогда? В таком случае, по этому пункту ПДД, приравненному к проезду на красный свет, мы все просто облеплены штрафными квитанциями — по несколько штук за день должен получать каждый.

Еще одна вещь, которую большинство водителей делает, хотя не должно, — это обсигналивание машин, которые по разным причинам не успели проехать перекресток и завершают свой маневр уже под запрещающий цвет светофора. И, даже несмотря на то, что у вас горит зеленый, вы обязаны пропустить тех, кто рванул на мигающий зеленый или задержался на перекрестке, например, из-за неровностей асфальта или рельсов.

Пропустить — и мы лишь после этого вправе ехать, если нам все еще горит зеленый. Иногда он уже гаснет — яркий пример натуральная "свалка" на пересечении проспекта Автомобилистов и улицы Ботанической. Здесь народ скапливается в пробки из-за неправильной работы светофора.

По проспекту в сторону кварталов проехать на зеленый успевают лишь 2—3 машины! В обратную сторону, к Стрелке, тоже непросто, и народ либо поворачивает налево из правого ряда, либо объезжает через заправку Роснефти, скача по страшным колдобинам.

Водители неправы еще и в том, как они реагируют на небрежные и размазанные жесты инспекторов ГИБДД, вальяжных от жары и ощущения собственной власти. Гаишник обязан не просто махнуть жезлом, он сперва должен привлечь внимание останавливаемого водителя, затем, собственно, изобразить жест останавливания и указать место, где. Мало кто тормозит водителей грамотно.

Наши автолюбители неправы в том, что тормозят в пол, едва инспектор поднимет руку, и встают чуть ли не посреди дороги. Гаишники же, вместо того чтобы направить водителя с проезжей части на обочину, оставляют их прямо там, где они замерли — в большинстве случаев это создает помеху всем остальным!

А еще инспектор, напомню, не имеет права останавливать водителя просто так — он обязан не только внятно представиться по форме, но и сразу назвать причину остановки. Абстрактная проверка документов таковым основанием являться не может — либо вы что-то нарушили на глазах у сотрудника ГИБДД, либо на автомобиль, схожий с вашим, прошла ориентировка.

Исключение — стационарный пост, где может действовать даже так называемый стоп-контроль — тормозить будут всех. Кстати, осмотреть багажник или салон инспектор может лишь в присутствии двух понятых. Кстати, в ПДД перечислены только обязанности водителя, а не его права. Но есть маленькое уточнение: "Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение". Имейте в виду, друзья, если с вами обошлись невежливо, вы имеете право узнать имя обидчика.

Еще некоторые инспекторы имеют странную манеру остановить несколько машин и брести от одной к другой, проверяя документы на ходу — ждать своей очереди в таком случае вы вовсе не обязаны. Уезжайте. Не надо бояться гаишников — на них тоже есть управа. И позвонить в дежурную часть, если вы заметили случай нарушения ПДД самими инспекторами, вам никто не запрещает.

Там все звонки фиксируются, и о вашем сообщении узнает отдел собственной безопасности. Нужно передать бортовой номер машины или ее госномер, характер, место и время нарушения. Хотя в действенность верится слабо: пока меня штрафовали за непристегнутого пассажира, он не скучал.

Потому что стал свидетелем того, как на стационарный пост подъехала зеленая Mitsubishi Delica без каких-либо номеров, повернула через двойную сплошную, и водитель начал мирно общаться с несколькими инспекторами, которые его не останавливали и к машине подошли явно не для наказания. Мой пассажир сфотографировал это на мобильный телефон, но к нему тут же подбежал инспектор и заставил стереть фото, мотивируя запретом съемки на стацпосту.

Если бы фото удалось восстановить, оно бы красовалось на этой странице. Впрочем, нарушений достаточно и на нестационарных постах, так что фотоохота продолжится: ведь бороться за честность и высокую квалификацию ответственных за нашу безопасность — дело правое.

Список того, что мы делаем, хотя не должны, можно продолжить. Например, наши несчастные полуистертые "зебры". Нельзя стоять перед пешеходным переходом (только за ним, чтобы не прятать идущий транспорт от пешеходов). Нельзя стоять на "зебре" — это делают все, кто подъехал к перекрестку и ждет зеленого, вынуждая пешеходов лавировать между машинами. Не давая отъехать от остановки маршрутке или автобусу, мы тоже нарушаем правила.

Давайте помогать друг другу — хотя бы тем, что не будем лишний раз мешать, подрезая или не включая поворотник. И вместо того чтобы спрашивать у опытных товарищей, что гласят ПДД по какому-то спорному вопросу, надежнее обратиться к первоисточнику. Давайте прямо сейчас станем культурнее — выиграет от этого каждый!

^