17.09.2008
Поселок Загорск Улан-Удэ претендует на звание местного "Дальнего Востока" в свете постоянных и запущенных конфликтов в сфере ЖКХ. На протяжении последних лет там не смолкают коммунальные скандалы, происходят нервные народные волнения. На этот раз местных жителей могут ограничить в подаче холодной воды и услугах канализации. МУП "Водоканал" задолжал авиазаводу около сотни миллионов рублей за воду.

Наследие социализма Как известно, поселки Загорск, Восточный вкупе с самим авиазаводом составляют в Улан-Удэ некий анклав: территория хоть и городская, но уж больно обособленная, в том числе и инфраструктурно. Так исторически сложилось: авиазавод в годы социализма сам обеспечивал своих работников, живущих в поселке, коммуникациями, а заодно и всеми услугами ЖКХ (тепло, канализация, горячая и холодная вода), и собирал с них оплату. Таким образом завод и "тянул коммунальную лямку" в рамках социальной ответственности для своих работников.

Времена, как известно, изменились, и с появлением вменяемой экономики произошло "разделение труда". Авиазаводу вменили в обязанность делать вертолеты с самолетами и их продавать, а обеспечением жителей благами цивилизации определили заниматься муниципалитету и его службам. В частности, холодной водой и канализацией обязали заниматься МУП "Водоканал". Но водозабор и коммуникации по-прежнему остались за авиазаводом — их невозможно передать технологически. Вот такие исходные данные. В восторге от этого факта не находился никто.

Тем временем, всю систему ЖКХ в стране реформировали. С 1 января 2007 года "функциями единого поставщика услуг водоснабжения и водоотведения по городу Улан-Удэ" оказался наделен "Водоканал". Но на авиазаводе у МУПа не было ничего, чтобы эти услуги поставить. Поэтому авиазавод был вынужден заключить с "Водоканалом" договоры на поставку воды. Иначе говоря, "Водоканал" подрядился покупать у авиазавода холодную воду и продавать ее населению. Причем, у авиапредприятия не было выбора, поскольку договоры снабжения являются публичными и отказаться от них было невозможно. Да и поселки со своими работниками водой снабжать надо.

В принципе, авиазавод был не против и далее оказывать услуги ЖКХ хоть населению напрямую, хоть через "Водоканал", рассчитывая при этом на своевременную оплату. На основании договоров авиазаводу приходится поднимать на своем водозаборе воду в объеме около семи миллионов кубометров в год. Часть этого объема завод расходует на собственные нужды. Остальные 5,5 миллиона кубов передает МУПу "Водоканал". Последний, в свою очередь, продает воду населению, которое оплачивает ее ежемесячно по установленным тарифам.

По здравому смыслу, после сбора денег с населения "Водоканал" должен рассчитаться с авиазаводом за купленную воду. В таком случае все были бы довольны: народ с благами цивилизации; "Водоканал", у которого есть возможность питать Загорск; авиазавод, которому оплачиваются его хлопоты. Но в этой истории взаимодействия двух хозяйствующих субъектов как-то с самого начала не заладилось.

Ни капли денег С 1 января 2007 года "Водоканал" не заплатил авиазаводу за предоставленные услуги ни рубля. До авиазавода деньги не доходят ни за транспортировку по сетям авиазавода, ни за собственно воду. Руководство предприятия попыталось вразумить "Водоканал": дескать, вы с народа плату собираете, счета выставляете, а почему нам не перегоняете суммы? Никакой реакции на четко поставленные вопросы не последовало.

"Никакой реакции" в деньгах означает, что ежемесячно авиазавод выставляет "Водоканалу" счета на сумму порядка 4,5—5 миллионов рублей, который с ними соглашается, но денег не платит. За неполные пару лет у "Водоканала" сложилась перед авиазаводом задолженность на гигантскую сумму в 76 миллионов рублей. Причем эта задолженность постоянно растет.

В это самое время деньги в "Водоканал" население платит с завидной регулярностью. Ситуация 90-х и даже начала 2000-х годов изменилась. Собираемость по поселку Загорск в 2006 году составляет около 98 процентов. Но на финансовой ситуации "Водоканала" это почему-то никак не сказывается. Даже в официальных документах руководство "Водоканала" признает, что на расчетных счетах организации денежные средства отсутствуют. По неофициальной же информации, только налоговые долги могут составлять до 100 миллионов рублей, а счета предприятия арестованы.

— Фактически МУП "Водоканал" банкрот, — говорят представители аиазавода. — Вопрос только, кто обратится с требованием о его банкротстве. Причем авиазаводу банкротство "Водоканала" выгодно менее всего. Согласно процедуре, завод будет стоять третьим в очереди на получение своих денег после налоговых выплат должником и заработной платы работникам. А это значит, что предприятие потеряет свои 76 млн. рублей.

Заместитель директора по экономике МУП "Водоканал" Евгений Чукреев по данному поводу сказал следующее:

— В настоящее время ситуация на предприятии не отличается от той, которая была и полгода, и год назад. Просроченной задолженности по налогам нет, и в этом смысле она не критична. Отсутствует задолженность по заработной плате. Предприятие функционирует в обычном режиме. Мысли о начале процедуры банкротства предприятия отсутствуют как в самом "Водоканале", так и в администрации города. Работа по погашению дебиторской, кредиторской задолженности проводится в штатном порядке. В таком режиме мы работаем все последние годы, и могу предположить, что касается коммунальщиков, не мы одни.

Необходимо отметить, что работа коммунальных МУПов нашего города давно вызывает недоумение (к сожалению, только не у контролирующих органов). Одни из них с завидной (или незавидной) периодичностью банкротятся — сразу на ум приходят "Магистральные тепловые сети", "Улан-Удэнская энергетическая компания" и ряд других крупных МУПов. На их месте как грибы возникают новые образования, предназначенные для "совершенствования деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства". И начинается новый виток. Возможно, такая форма хозяйствования, как муниципальные унитарные предприятия, имеет право на существование. Но уже давно известным фактом также стало и то, что взаимодействие с ними может обернуться большими проблемами для организаций, которые становятся их деловыми партнерами.

"Конструктивных предложений нет"

Так или иначе, "штатный режим" работы "Водоканала" с кредиторской задолженностью перестал устраивать авиазавод. Единственным способом воздействия на МУП здесь теперь считают введение "ограничений". На прошлой неделе, согласно установленной процедуре, в "Водоканал" и государственные органы были направлены уведомления о введении ограничений на поставку питьевой воды и прием сточных вод с 18 сентября 2008 года. Как заявили корреспонденту "Номер один" на авиазаводе:

— Наше право регламентировано "Правилами коммунального водоснабжения в Российской Федерации". Неоплата более чем за два расчетных периода является основанием для ограничений поставок. Сейчас подача воды может быть ограничена на 25%. Мы не рассматриваем и не хотим всерьез рассматривать вопрос о полном прекращении подачи воды на поселки и надеемся, что МУП "Водоканал" совместно с администрацией города Улан-Удэ предпримет все необходимые меры по погашению задолженности перед Улан-Удэнским авиационным заводом. Предприятие готово рассмотреть предложения по реструктуризации задолженности, исполнению обязательств по погашению задолженности третьими лицами и другие варианты. Но пока от руководства "Водоканала" конструктивных предложений по разрешению этого конфликта не поступало.

Правда, на авиазаводе опасаются, что как только они "щелкнут рубильником", контролирующие органы будут не на их стороне:

— Есть риск, что нас сейчас, как и в прошлые разы, представят с негативной стороны, но другого выхода у нас нет. Получается странная картина. Когда жители того же Загорска не платят как рядовые потребители за холодную воду, к ним применяются санкции по всей строгости, вплоть до обрезания трубы на основании судебного решения. В данном случае сам "Водоканал" выступает таким же потребителем услуг авиазавода, покупая у него воду. Но когда мы применяем санкции к должнику, следуют окрики, что авиазавод нарушает права обычных граждан.

Любопытно, что у авиазавода уже есть положительный опыт подобного рода отключений. К 2006 году ТГК-14 задолжала заводу за услуги по теплоснабжению и обеспечению горячей водой гигантскую сумму в 150 миллионов рублей. Тогда администрации города оперативно пришлось брать коммерческие кредиты в банках для погашения задолженности. Вопрос с задолженностью тогда решился для авиазавода положительно.

Авиазаводу не до благотворительности Технологически ситуация будет развиваться так: авиазавод не отключит конкретных потребителей на авиазаводе — жителей Иванова, Петрова, Сидорова, а просто уменьшит давление на большой трубе с холодной водой, ведущей в поселки Загорск и Восточный. С 18 сентября вводится 25-процентное ограничение. Если посмотреть схему водоснабжения, то лишиться воды или должного напора могут жители многоэтажных зданий на верхних этажах или зданий, стоящих на возвышениях.

Через "Номер один" и.о. управляющего директора ОАО "У-УАЗ" Сергей Соломин обратился к жителям города:

— Я сразу хочу от имени администрации ОАО "У-УАЗ" принести извинения населению поселков Восточный и Загорск за возможные неудобства. Но надеюсь, что руководство МУП "Водоканал" сумеет принять должные меры к сведению этих неудобств к минимуму, возможно даже, что при соответствующем исполнении своих обязанностей МУП "Водоканал" по распределению воды среди близлежащих и расположенных дальше от насосной станции 3 домов потребители могут не ощутить этого ограничения вообще.

Конечно, руководство ОАО "У-УАЗ" не может не беспокоиться о благополучии жителей поселков Загорск и Восточный, ведь большая часть наших работников живет именно здесь. Надеюсь, что и работники завода, и жители поселков, понимая проблему, поддержат справедливые требования нашего предприятия по оплате проведенной работы, поймут, что крайние меры принимаются только в том случае, когда это заставляет делать тупиковая ситуация, когда не видится другого выхода из положения.

Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что вообще-то Улан-Удэнский авиазавод занимается определенным видом деятельности — изготовлением и поставкой авиатехники. Модернизация на заводе производится достаточно низкими темпами из-за нехватки средств. Так вот, по заявлению главного инженера завода, 76 миллионов рублей — это полуторагодичный объем денежных средств, выделяемых на модернизацию технологического оборудования на заводе. Иначе говоря, завод содержит сети, штат специалистов для поставки воды, тем самым занимаясь не свойственными ему функциями, вместо инвестиций в собственное производство. Такая благотворительность долго длиться не может.

Вполне вероятно, что разбираться в конфликте между "двумя хозяйствующими субъектами" придется Вячеславу Наговицыну, причем в срочном порядке. Уже на этой неделе долги одного предприятия другому могут сказаться на десятках тысяч жителей Улан-Удэ.

^