17.09.2008
Поскольку автомобили с непосредственным впрыском топлива встречаются очень часто среди японских, да и европейских моделей, есть смысл познакомиться с ними чуть ближе. Чтобы сделать загадочные GDI, FSI и другие более понятными, корреспондент "Номер один" задала несколько вопросов специалисту по непосредственному впрыску.

—Какие фирмы занимаются выпуском моторов с непосредственным впрыском (НП)?

— В данный момент это, пожалуй, только группа VAG (Volkswagen Audi Group). Среди японцев моторы с прямым впрыском выпускали три компании: Toyota, Nissan и Mitsubishi, которые со временем отказались от НП. Причем у каждой фирмы был свой подход к конструкции системы питания. Самый непригодный для ремонта и опасный для "здоровья" мотора в целом НП из японцев, как ни странно, у "Тойоты". Насос рассчитан на определенный пробег, и когда машина приходит в РФ, элементы ТНВД, как правило, уже выношены. К сожалению, при износе штока плунжера страдает весь двигатель, так как топливо из насоса попадает в масло и ухудшает его смазывающие и другие полезные свойства.

— А почему прямой впрыск не получил дальнейшего распространения и развития?

— Нельзя сказать, что НП не был популярен: те фирмы, которые потратились на производство и внедрение НП, очень широко его использовали в своем модельном ряду. Другие компании не стали переходить на НП потому, что для этого нужны весьма наукоемкие технологии, разработка которых стоит недешево. Да и сама система прямого впрыска — штука сложная и дорогостоящая, она заметно повышает стоимость самого автомобиля. Сегодня "Фольксваген" ставит свою систему FSI на все модели — правда, в Россию идут еще и автомобили с обычными схемами питания. Кстати, у немцев FSI — довольно простенькая система по сравнению с японскими. Что касается японцев, то "Ниссан" ставил свои Neo Di только на модели для внутреннего рынка, "Мицубиси" и "Тойота" делали автомобили с НП и для внешнего рынка. Правда, конструкция ТНВД у машин "для себя" и для внешнего рынка была разной — это связано с отличиями в стандартах топлива.

— По своему опыту знаю, что автомобили с НП отличаются высокой мощностью, отличной динамикой и при этом скромным аппетитом. Взамен они предъявляют высокие требования к топливу.

— Позвольте вас поправить. Основное достоинство моторов с НП — это удивительная экономичность, мощностью прямовпрысковые могут похвастать не всегда. Что касается горючего. Если вы собрались покупать машину с НП, то нужно изучить установленный на ней мотор. Например, получивший широчайшее распространение двухлитровый двигатель 1AZ-FSE имеет степень сжатия всего 9 и заправляют его 95-м. При покупке мицубисиевского "джедая" готовьтесь к тратам на 98- й сорт бензина. И не ниже: в самой Японии эти автомобили ездят на бензине, октановое число которого даже выше. Главное — это содержание серы в топливе, в Японии ее процент в разы ниже.

Ниссановские моторы тоже предпочитают 98-й. Кстати, даже европейское топливо японцы считают недостаточно чистым, поэтому они долго не выпускали НП на внешний рынок. Сравнивать российский бензин с японским даже смешно, поэтому не пытайтесь сэкономить на горючем для вашего НП, его ремонт обойдется намного дороже. Вы, Ольга, сами помните, что Ваши эксперименты с горючим дали четкий результат: Ваш Galant прилично ездит только на 98-м сорте.

— Да, купленная с 92-м бензином в баке машина не проявляла должного интереса к педали газа, на 95-м она поехала повеселее, а когда я наконец заправила в сухой бак 98-й, "Галант" сказал: "Наконец-то!" и начал показывать свой истинный характер.

— Поскольку прямовпрысковые двигатели работают на сверхобедненной смеси, образуется очень много сажи и копоти — как на дизельных моторах. Двигатели с НП нуждаются в регулярной чистке от этих продуктов сгорания, провести которую могут только специально обученные мастера с применением специальных жидкостей. Нужно и содержать в чистоте бензобак, и следить за "свежестью" топливного фильтра и за репутацией заправок, на которых вы покупаете бензин. Никогда не заправляйтесь где попало! А главное — это уход за двигателем, который нужно проводить во избежание поломок, а не после того, как начались проблемы! Моторы с НП в силу своей сложности гораздо более требовательны к периодичности и качеству обслуживания, грубо говоря, у них больше датчиков, которые влияют на работу двигателя.

— Какие требования к маслу предъявляют двигатели с НП?

— Масло нужно брать с высокими моющими свойствами. Например, у концерна Shell для прямовпрысковых подойдет Helix Plus 10W30, синтетика 5W30. Не превышайте интервал замены, следите за чистотой мотора.

— Зимой у НП несколько затрудненный запуск. Что посоветуете?

— До —30 градусов находящийся в нормальном состоянии двигатель должен заводиться без проблем. А при более сильных морозах остается пользоваться услугами теплых стоянок или установить предпусковой подогреватель. Автозапуск особо не рекомендую, поскольку утром можно не завести автомобиль из-за замерзшей в выхлопной трубе воды, что особенно актуально для мест с повышенной влажностью воздуха. Проблема холодного запуска касается любого современного автомобиля: чем выше класс по экологическому стандарту Евро, тем меньше у машины шансов завестись в мороз. Экологические нормы не дают достаточно обогатить смесь, бензина попросту не хватает.

— Так при каких условиях стоит покупать автомобиль с НП?

— Если вы хотите ездить на мощной, динамичной машине, не переплачивая за непомерный расход горючего, и не боитесь трудностей, которые решаемы. Машины с НП позволяют немного приобщиться к техническому прогрессу, они — для тех, кто не считает автомобиль просто средством передвижения. Бояться непосредственного впрыска не стоит.

^