24.09.2008
К 1 января 2010 года республика должна располагать утвержденными "Схемами и планами территориального планирования". Если республика не успеет обзавестись этим документом, то любое строительство, любые проекты на территории республики будут вне закона. Между тем в Бурятии назревает новый скандал. В скором времени она может стать ареной противостояния сразу нескольких концепций "территориального развития республики".
В конце прошлого года Бурятия подписала со специализированным московским институтом ОАО "Гипрогор" государственный контракт на разработку "Схемы территориального планирования РБ". Заказчиком выступило министерство экономического развития РБ. Работа идет своим чередом. К примеру, уже сформулирован и оформлен аналитический этап. Это является подготовкой к разработке проектных предложений по пространственному развитию нашей республики.

Схема должна указать пути наиболее умного, практичного использования ресурсов, освоения территории Бурятии для ее развития. Разработка Схемы — большой и достаточно сложный труд. Здесь надо учесть буквально все.

Согласно же существующему законодательству, на территории республики должно быть разработано несколько схем территориального планирования разных уровней: федерального, межрегионального, регионального или субъекта федерации и муниципального (начиная от сельских районов, кончая сельскими поселениями). И все они, как матрешки, должны быть вложены друг в друга, разрабатываться и согласовываться в определенной последовательности, сверху вниз (от федерального уровня до муниципального).

Однако сегодня складывается ситуация, когда для территории РБ разными подрядными организациями и по заказу разных ведомств разрабатываются одновременно несколько разноуровневых схем территориального планирования. И они вряд ли будут согласованы друг с другом.

К примеру, сейчас администрация Прибайкальского района заказала Бурятгражданпроекту схему территориального планирования своего района. Работу ведет ОАО "Бурятгражданпроект". Иркутский Институт географии разрабатывает схему развития Центральной экологической зоны Байкала, куда вошли четыре района республики, по заказу министерства природных ресурсов РФ. Каждый населенный пункт должен разработать свой генеральный план развития.

И такие планы разрабатываются, а кое-где, как в Улан-Удэ, они даже уже приняты.

— Ситуация не совсем здоровая, — говорит Сергей Шапхаев, директор "БРО по Байкалу", доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности ВСГТУ, — в том смысле, что очень трудно ожидать согласования всех схем друг с другом, поскольку работы идут параллельно и разными исполнителями.

Как отмечает Сергей Шапхаев, разумным был бы совершенно другой подход. Например, если сначала готовятся концепции генпланов населенных пунктов, потом схемы развития районов, затем республики в целом. И затем — Центральной экологической Байкальской территории. Или все должно идти сверху вниз. Тогда московский институт в "Схеме территориального планирования РБ" должен исходить из межрегиональной схемы, а республика, районы и населенные пункты — из схемы более высоких уровней.

— Должен быть орган, который бы координировал все это, — считает Сергей Шапхаев, — ведь получается, что одну Схему заказало МПР РФ, другую делает "Гипрогор" по заказу нашей республики. Районы сами по себе разрабатывают. А как потом это стыковать?

Разработка такого рода документации — удовольствие дорогое: каждый проект обходится в миллионы рублей. Но это очень важные документы, поскольку без них развитие станет невозможным. Так, в частности, если на уровне поселений до 1 января 2010 года эти документы не будут утверждены, то любой перевод земель из одной категории в другую — например, земли лесного фонда в земли поселений — будет запрещен.

— В одной схеме может быть написано одно, а в другой — другое, — говорит Сергей Шапхаев. — Как потом работать? Может вообще наступить полный ступор в хозяйственной деятельности. Потом в срочном режиме придется тратить деньги на переделку.

^