24.09.2008
Агван Доржиев, по мнению многих востоковедов, является самой значительной фигурой в современной бурятской истории. Родившийся в семье скотовода Агван уже в достаточно зрелом возрасте обратился к буддизму. С перекладными он отправился учиться в высшую буддийскую школу Гоман при монастыре Брайбун, в окрестностях столицы Тибета — Лхасы. Там он был высоко оценен преподавателями и получил ученую степень "Лхарамба". Вскоре его назначили Цаннид-Хамбо (наставником) юного Далай-ламы XIII.

Со временем Агван Доржиев приобрел большое влияние на Далай-ламу и стал его ближайшим доверенным лицом и другом. В правительстве же Тибета он занял очень высокое место, являясь дипломатическим представителем Далай-ламы в России и странах Европы. Как политик он способствовал сближению Тибета и России, стараясь оградить независимость Тибета от англичан. Правительство Британии готово было выложить любые деньги за голову бурятского ламы. По свидетельству современников, английскими листовками о награде за поимку Агвана Доржиева была увешана вся Лхаса, города Китая и Монголии.

Агван Доржиев основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство в Петербурге и типографию в Ацагатском дацане. Его трудами был построен знаменитый Санкт-Петербургский дацан: этому способствовало его личное знакомство с императорской семьей. Церемония освящения храма состоялась в 1915 году. А в 1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами.

Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху. Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью. Только теперь его собеседниками были не Николай II и министр Извольский, а Ленин с Луначарским. В 30-х Агван Доржиев вернулся на родину глубоким стариком. В ноябре 1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован. Он скончался в 1938 году после допроса в тюремной больнице города Улан-Удэ.

^