08.10.2008
Поскольку цены на бензин и дизтопливо растут, способы сэкономить топливо становятся все более актуальными. Все они давно известны, и я решила собрать их все и расставить в порядке эффективности.
Самый эффективный способ сэкономить на бензине или солярке — это не ездить на машине вообще. Менее радикальный способ — выбрать более экономичный автомобиль. Сопоставьте запросы трехлитрового Toyota Crown с "аппетитом" малолитражки. Самый экономичный вариант — маленький автомобильчик с механической КПП или вариатором, а то и вовсе с гибридной силовой установкой, тот, что ездит на электромоторе вкупе с бензиновым. От полного привода тоже нужно отказаться, и еще — от кондиционера летом. В общем, никаких радостей жизни...

Переход на газ

Глобально сокращает расходы на горючее установка газобаллонного оборудования. Недавно проведенный мной опрос автовладельцев машин с ГБО показал, что расход газа на инжекторных автомобилях выше всего на 5—15%, чем расход бензина. Главное условие — оборудование должно быть хорошо настроено. Тогда все будет нормально. ГБО окупается за несколько месяцев при большом пробеге — сто и более километров в день. Такие "покатушки" — норма для профессиональных водителей и для тех, чья работа — разъезды и развозы. Для маршрутчиков, таксистов, торговых представителей и прочих "не слезающих" с машины ГБО — неплохой вариант. С 1 октября газ подорожал до 14 руб., но и это половина цены литра 92-го бензина. Для дизелей и двигателей с непосредственным впрыском ГБО не подойдет.

Плавная езда

Если вы ездите немного, а таких большинство, переводить машину на газ особого смысла нет. Зато есть способ, который физически доступен каждому, но недостижим психологически. Для экономии топлива очень полезно ездить плавно, нажимая на педаль газа не слишком глубоко. Тем, кто ездит с автоматом, этой рекомендации достаточно. Коробка работает мягко, почти незаметно меняет передачи на невысоких оборотах, не напрягается, а двигатель изнашивается по минимуму.

Водителям машин с механикой вопрос о переключениях приходится решать самим, причем не один раз в минуту. Им придется ездить, переключаясь на повышенную передачу без задержек — это экономичнее, чем лететь с ревущим мотором и стрелкой тахометра у красной зоны. Но нельзя перебарщивать, обороты должны быть разумными, ведь слишком низкие не экономят топливо, а насилуют двигатель. Кстати, по трассе тоже нужно ездить, поглядывая на тахометр: как известно, расход при 2000 оборотах в минуту будет меньше, чем при 3000.

Скорость у каждой машины своя и зависит от двигателя и коробки. Больше всех увеличивают расход бензина "деревянные" универсалы с примитивными трехступенчатыми автоматами и неаэродинамичные малолитражки. Например, на маленькой "Лого" с МКПП при 90 расход на полтора (!) литра ниже, чем при 120. Машинам высокого класса скорость не так важна. Они просто всегда "жрут" прилично. Но справедливости ради надо заметить, что все производители автомобилей бьются над сокращением расхода горючего. Больше всех возможностей в премиум-классе. В качестве примера приведу шестицилиндровые двигатели Honda, на которых при плавной езде отключается половина цилиндров. XXI век!

Невысокая скорость

Грубо говоря, отклик на педаль газа у машины тем живее, чем выше обороты, но экономия топлива не предусматривает удовольствия от вождения. Попробуйте просто ради эксперимента поездить пару дней, не превышая разрешенную знаками скорость. Для многих это сложно, для некоторых невозможно, но, помимо экономии топлива, невысокая скорость может спасти жизнь какой-нибудь собачке, решившей неожиданно перебежать вам дорогу. Заодно сэкономите на штрафах за нарушение скоростного режима.

Кстати, у наших инспекторов ГИБДД появились новые классные радары с цветным мониторчиком, на котором изображается и автомобиль, и скорость, с которой он движется. Я уже познакомилась с таким. Очень стыдно видеть родное ТС и рядом обличающие цифры, значительно больше 60.

Продолжим рассуждения о плавности езды. Как известно, в пробках, когда автомобили вынуждены трогаться и останавливаться, расход топлива максимален. В медленном, тягучем движении пробки нужно тоже стремиться сохранять постоянную скорость, хоть и совсем низкую. Для этого нужно немного пропустить впереди идущую машину и оставлять этот промежуток как запас. Он позволит сократить количество стопов и стартов. В принципе, в улан-удэнских заторах чаще всего можно ползти потихоньку безо всяких резких движений.

Следим за техническим состоянием

Есть еще один надежный способ сократить расход горючего — держать машину в идеальном состоянии. Ну, или близком к тому. Это недешево, но того стоит, поскольку оборотная сторона — гарантия безопасности и защищенности от поломок где-нибудь в пути. На расход топлива в первую очередь влияет состояние двигателя. "Замученный" (или, как поэтично говорят СТО-шники, "ушатанный") мотор запросто может "кушать" в два раза больше нормы.

На расход сильно влияют и такие прозаические вещи, как свечи зажигания, воздушный фильтр и давление в колесах. Проще всего проверить давление в шинах. Когда вы в последний раз делали это? А ведь приспущенные шины создают большее сопротивление качению, и нужно больше топлива для их проворачивания. В очередной раз напомню, что и нормально накачанная, но более широкая резина по тем же причинам увеличивает расход.

Нетрудно оценить и состояние воздушного фильтра. Грязный воздушный фильтр ограничивает свободное поступление воздуха, что препятствует нормальному образованию горючей смеси. Плохие свечи зажигания влияют на расход тоже очень сильно. Они дают позднее воспламенение смеси, и бензин не догорает, а вылетает в выхлопную трубу. Представьте, что в нее вылетают ваши кровные денежные знаки, и покупка новых свечей, которая остановит этот ручеек, покажется вам хорошим шагом. Можно пойти дальше: проверить состояние бензонасоса (сеточка в баке бывает забита грязью так, что непонятно, как вообще топливо проходит в насос), почистить форсунки, дроссельную заслонку.

А вот покупка всяких тюнинговых и псевдотюнинговых штучек, с точки зрения экономии горючки, — плохой шаг. Во-первых, всякие не заводские спойлеры, обтекатели, антикрылья увеличивают сопротивление воздушному потоку. Чтобы аэродинамика улучшалась, а не портилась, обвес должен быть обсчитан специалистами и продут в аэродинамической трубе. Китайское антикрыло, приляпанное в гараже собственными руками, к улучшению аэродинамики имеет такое же отношение, как бульдозер — к медицине. Во-вторых, любые штучки-дрючки увеличивают массу автомобиля. Короче, долой дополнительные противотуманки, доморощенные спойлеры, багажники и кенгурятники!

Еще один способ тоже связан с жертвами. Это рекомендация ездить меньше. Отказаться от поездок в булочную сперва покажется странным, но пройти два квартала — ненамного медленнее, чем проехать, а топливо сбережет. Не возить в машине лишние грузы помогает отсрочить заезд на АЗС. Машина-то легче станет! Можно "облегчить" и себя, похудев. Въедливые американские ученые даже подсчитали, сколько денег вы сэкономите, если сбросите килограмм. Не помню цифру, но за год выходит на столько хороших обедов, что может вернуть сброшенный вес.

Напоследок: путь сократить расход топлива, который приемлем всегда, — поменьше греть машину! Для ресурса двигателя лучше, чтобы он вообще не испытывал холодных пусков, но мы не в лаборатории сидим, а живем реальной жизнью, которая, как известно, — борьба. И решив бороться с расходом бензина, вы заодно победите много других вредных привычек. Удачи!

^