15.10.2008
О необходимости формирования положительного имиджа республики не говорит только ленивый чиновник. Однако на практике разговоры сказываются очень слабо или же используются какие-то негодные средства. Во всяком случае, правительство не желает пользоваться самым мощным инструментом формирования имиджа — кинематографом.
— Нет никакой государственной поддержки кинематографа в Бурятии, — говорит Александр Соколов, директор киностудии "Урга". — Представители министерства культуры объясняют свое бездействие тем, что "кино — это такое направление культуры, которое никогда не окупится".

Бурятское кино не нужно, так считают в министерстве культуры, следовательно, зачем оказывать ему поддержку? Если продолжить их логику, то тогда для чего нужны кинотеатры? Зачем нужны библиотеки, которые тоже не приносят дохода и являются убыточными? Зачем тогда нужно вообще мнистерство культуры, если ни одно из направлений его деятельности, как они сами выразились, не приносит прибыли?

Одним из главных пунктов закона "О поддержке кинематографии в Российской Федерации" является "производство национального фильма". Национальный фильм — это фильм, который производится российскими кинематографистами. 80% состава команды, работающей над фильмом, формируется из россиян, вне зависимости от национальности. Бюджет фильма на 70% должен состоять из федеральных источников, на 30% — из регионального бюджета. Таким образом, российский законодатель обязывает регионы взять на себя 30%, которые должны быть прописаны в региональном законе. Но в Бурятии этот закон не действует.

— В Бурятии так называемый "Закон о кино" вообще заморожен, — говорит Александр Соколов. — Раньше я очень много обивал пороги министерства и понял, что какую-либо информацию раздобыть очень сложно, о "Законе о поддержке кинематографа" тем более. Теперь мне это даже неинтересно. Я понял, что с министерством культуры бесполезно связываться. Да, абсолютно все режиссеры в этом убеждены.

Корреспондент "Номер один" в своих попытках выяснить, действительно ли закон не исполняется, обратился в министерство культуры. "В Бурятии приостановлена статья 14.1. "Закона о бюджете" — единственное, что можно было вытянуть из сотрудников министерства, которые повторяли, как заклинание, фразу "Это не в нашей компетенции. Обратитесь к...". После "обращения к..." приходилось обращаться к другому "к...".

— В Саха-Якутии правительство оказало мощную поддержку местному кинопроекту, — рассказывает Александр Соколов. — Там пришли к пониманию, что кино нужно как национальная идея, как необходимое условие для духовного развития.

Но несмотря на то, что министерство культуры никак не поддерживает бурятский кинематограф, результаты местных кинорежиссеров все-таки убеждают, что будущее у бурятского кинематографа есть. Например, фильм "Улан-Удэнская история" Есугея Сындуева получил номинацию "Лучший дебют" на международном фестивале. А "Улыбку Будды" Баира Дышенова захотели увидеть на престижном Пуссанском кинофестивале. Фильм прошел сетку и будет участвовать в фестивале в одном ряду с работами таких серьезных режиссеров как, например, Карен Шахназаров.

У самого Александра Соколова и его киностудии "Урга" имеется три серьезных проекта "фестивального" формата. Презентация одного из них под названием "Выходной" состоится уже 15 октября.

^