15.10.2008
ЛВРЗ в скором времени будет выведен из прямого подчинения ОАО "РЖД" и войдет в его дочернюю структуру "Желдорреммаш". Такое решение было принято в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной советом директоров компании. Возможно, в связи с этой реформой ЛВРЗ получит импульс развития.
В июле нынешнего года Вячеслав Наговицын встречался с президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным. В рамках этой встречи обсуждались и прорабатывались пути решения многих вопросов. Тогда глава "РЖД" выразил готовность поддерживать все перспективные проекты, направленные на развитие железной дороги и железнодорожного транспорта в нашей республике.

Одним из пунктов значится поручение Якунина, адресованное начальнику ОАО "ВСЖД" Анатолию Краснощеку и Виктору Боярчукову: до 1 ноября подготовить предложения по загрузке мощностей вагоноремонтного производства ЛВРЗ по ремонту пассажирских вагонов и по использованию объекта незавершенного строительства ЛВРЗ — электромашинного корпуса. Однако, как нам стало известно, всерьез железнодорожники последней проблемой не занимаются.

Уже сейчас мощности действующего предприятия загружены "под завязку" и требуют существенной модернизации. Правда, пока денег в достаточном количестве на него головная структура — ОАО "РЖД" — не дает, мотивируя это процессом реформирования компании. Те средства, которые все же выделяются, так называемые "бюджеты развития", достаточно малы и потому недостаточны для того, чтобы завод смог провести серьезную техническую политику по модернизации мощностей.

Развитие невозможно без внедрения в производство новых технологий, однако и на это денег нет. "К сожалению, пока у нас инноваций нет. Они предполагают серьезные денежные вложения", — говорит Боярчуков.

Разорвать этот замкнутый круг можно, необходимо активнее лоббировать интересы республики. Чтобы поддержать старейшее предприятие, глава республики Вячеслав Наговицын сделал его руководству предложение — создать на базе недостроенного электромашинного корпуса новое производство. По замыслу, оно будет в корне отличаться от самого ЛВРЗ, занимающегося только ремонтом и производством ремкомплектов.

Новое предприятие должно будет само производить конкурентоспособную продукцию, к примеру, пассажирские вагоны или тепловозы. Дополнительный плюс — на базе предприятия можно будет развивать и сопутствующие производства. Однако вопрос, что конкретно будет производить новый завод, не принципиален. Главное, чтобы на месте остова здания появилось действующее предприятие. И тогда появятся новые рабочие места, вырастут налоговые поступления в бюджет. В итоге выиграют все: ЛВРЗ получит дополнительную прибыль (источник инвестиций в перевооружение производства), а республика — рост экономики.

Стратегическая важность местоположения нашего завода очевидна. "РЖД" приступают к развитию своей международной сети, и Монголия, наш ближайший сосед, значится там одним из перспективных направлений. Специалисты компании уже разработали инвестиционные планы для Улан-Баторской железной дороги. Мало того, "РЖД" намерены инвестировать значительные средства в развитие Байкало-Амурской магистрали: в 2008 году сумма составит 3 млрд. рублей. Здесь планируют расширить пропускную способность БАМа, построив новые разъезды и вторые пути на некоторых участках.

Однако, если ЛВРЗ не успеет встроиться в этот процесс, он не сможет стать "точкой привязки". И тогда где-то рядом, возможно, даже в соседнем Иркутске, появится аналогичный завод, только новый и гораздо более мощный. А мы вновь останемся у разбитого корыта.

^