22.10.2008
Улан-удэнская компания "Восток—Запад", которая занимается изготовлением юрт профессионально, приковывает все больше и больше внимания со стороны зарубежной и общероссийской прессы. "Файненшл Таймс", "Русский Nеwsweek", "Работница" и многие другие издания наперебой рассказывают о том, какой необычный и интересный бизнес ведет в Республике Бурятия директор компании Андрей Осипов.

Столь пристальное внимание неслучайно. Во всем мире люди стремятся уйти от урбанистического комфорта, стремясь быть поближе к природе, пропагандируя "дикий отдых". Потому легкая для перевозки и приспособленная для круглогодичного проживания юрта становится для многих самым удобным и недорогим жилищем.

В 2005 году, когда Андрей Осипов задумался о создании компании, которая бы профессионально изготавливала бурятские юрты, он и подумать не мог, что через какое-то время станет делать на заказ и отправлять свою продукцию за границу. Действительно, спустя несколько лет компания набрала обороты. Заявки на юрты поступают из разных уголков России, дальнего и ближнего зарубежья. Говорить о баснословной прибыли пока еще не приходится, но то, что компания "Восток—Запад" прочно заняла пустующую нишу и практически не имеет конкурентов в России, — это факт. Но Андрея Осипова расстраивает другое: интерес к бурятским юртам, нашим национальным обычаям проявляют во многих российских городах и за рубежом, но не в самой Бурятии.

— Самое обидное, что из 100 юрт мы только 10 продаем в Бурятии! — замечает бизнесмен. — На Западе люди интересуются нашей культурой больше, чем мы сами.

За рубежом в каждой из стран среди фирм, производящих юрты, — жесткая конкуренция. Юрты ставят во Франции, Швейцарии, Болгарии и других странах.

— Когда к нам в гости приезжали французы, они показали множество сайтов о юртах, рассказали о том, что у них в юртах некоторые люди живут круглый год. Находят красивое место за городом — там и обустраиваются. Ведь чем ближе к природе, тем лучше, — рассказывает Андрей. — В Монголии тоже многие живут в юртах. Для нас это считается дикостью, а для них — нормальное явление.

Со временем оценить достоинства юрт смогли и в России. Так, один из покупателей-москвичей, приобретя юрту в фирме "Восток—Запад" для проживания в ней на время ремонта своего дома, так и остался жить в ней вместе с супругой и сыном. А его знакомые, увидев такое необычное жилье, стали также наперебой звонить в далекий Улан-Удэ с просьбой сделать и им такие же юрты. С каждым годом все больше входит в моду так называемый "дикий" отдых. И здесь опять на помощь приходят многофункциональные переносные жилища — юрты. Для туристов, любящих активный "дикий" отдых, можно организовать турбазу по принципу самообслуживания, установив мангал, барбекю, коптильню и летнюю кухню. От вас потребуется лишь поленница дров. Однако все чаще свой отдых туристы добровольно стремятся делать как можно менее цивилизованным:

— Сейчас в России, да и вообще в мире, растет интерес к такому отдыху, — говорит Андрей Осипов. — Выезжает группа людей в лес или еще куда-либо подальше от города. У них забирают все вплоть до телефона, спичек и тому подобного. Остается человек в одной рубашке и джинсах. Дают лишь пару инструментов типа лопаты. Вот и выживай как хочешь. Затем людей учат добывать огонь, лепить горшки. Причем, не слепишь горшок — будешь жить без супа и чая и хлебать сырую воду из колодца. Переоценка ценностей вам обеспечена. Согласитесь, такой отдых запомнится надолго.

Преимуществ у юрты много, к примеру, как говорит сам Андрей, это очень удобно для семейных путешествий:

— Кинул ее в машину, и в эти выходные у вас отдых на Байкале, причем не в холодной неудобной палатке, а в следующие выходные — в Улан-Удэ, — говорит директор компании "Восток—Запад".

В Бурятии постоянные клиенты компании "Восток—Запад" — золотодобывающие организации, геологи, туристы, рыбаки, горнолыжники. Но в целом, по словам Андрея, как таковая культура проживания в юртах, как и культура сборки юрт, в Бурятии вообще утеряны:

— Сейчас самостоятельно собирать юрту умеют разве что старики, — говорит Андрей Осипов.— Кстати, когда в Улан-Удэ была "Алтаргана", на выставке, в которой участвовали районы республики, только одно предприятие из Закаменска представило на суд публики юрту, сделанную правильно, по всем технологиям. А кое-кто и вовсе сделал юрту с подпирающими центр столбами, что вообще недопустимо.

В том же Улан-Удэ стоит только одна юрта, в которую не стыдно зайти, находится она возле гостиницы "Байкал". Андрей уверен, что если бы таких объектов бурятской культуры было больше, туристам у нас в гостях было бы более интересно.

— Когда ездишь по чужим выставкам, смотришь на чужой опыт, то понимаешь, что очень много мы в республике недорабатываем, — уверен предприниматель. — То есть тот брэнд, который Бурятия имеет, можно развивать более интенсивно. А мы в один Байкал уперлись, и все. А ведь туристы хотят увидеть, как здесь люди живут. Им интересны наши исконные традиции, обычаи, наша история.

И дело даже не только в пресловутых юртах. Бурятия — многонациональная республика. Но на огромной территории республики места, где можно полюбоваться на людей в национальных костюмах, на старинные жилища, к примеру, тех же старообрядцев, можно пересчитать по пальцам.

— Все знают, что в Тарбагатае есть дома, разрисованные по семейским обычаям, туристов там встречают в русских национальных костюмах с гармонью, песнями и плясками, — говорит Андрей Осипов. — В избе стоят самовары, горшки и так далее. И туристы постоянно ездят только туда. Ведь больше смотреть у нас не на что. В лучшем случае, накормят традиционной едой. Но просто ресторанами национальной кухни сейчас уже никого не удивишь. А представьте, за городом стоит юрта, обустроенная мебелью ручной работы. Днем гостей учат стрельбе из лука, верховой езде. Ночью они водят хороводы и ехоры вокруг костра! Разве не интересно?

По словам предпринимателя, если бы у него был только один бизнес — юрты, то он бы давно уже прогорел, ведь административных барьеров для его бизнеса, пожалуй, еще больше, чем для любого другого. Выполнение заказа подчас занимает до трех месяцев (!) - если юрту нужно отправить в другой город. Из них целый месяц уходит на оформление многочисленных документов и сертификатов. Тем не менее, Андрей Осипов намерен и дальше вносить свой, пусть небольшой, вклад в дело возрождения национальных традиций:

— Мы думаем, что к нам приедут из-за того, что у нас есть чистая вода. Но неужели только это мы можем показать туристам? Нам нужно научиться удивлять, заинтересовывать людей, ведь если постараться, у нас найдется что показать!

^