22.10.2008
Образовательная гонка в Улан-Удэ делает очередной виток. В Бурятии начинает внедряться новая программа "предшкольного" образования. Теперь в детских садах детей начнут более серьезно готовить к поступлению в школу.

— Предшкола — это очень нужное дело, — считает начальник отдела общего образования министерства образования Бурятии Лариса Шаманская. — Его внедрять необходимо, потому что дети идут в школу с разной подготовкой. И плохо, когда подготовкой к школе занимаются люди некомпетентные, дилетанты. А когда идет массовая подготовка к школе со специалистом дошкольного образования в дошкольном учреждении — это другое дело.

Сколько бы ни говорили о том, что какие-либо вступительные испытания при поступлении в первый класс незаконны, тестирования дошколят проводятся повсеместно и результаты таких испытаний зачастую являются основанием для отказа в приеме детей в школу.

Особенно обеспокоены будущим своего чада те родители, которые хотят определить своего ребенка в более престижное учебное заведение "не по прописке". И для того, чтобы было больше шансов попасть в заветную школу или гимназию, многие родители записывают своих детей на курсы подготовки к школе при данном учебном заведении. Чтобы выровнять детей, прошедших такую подготовку, с остальными, и вводится курс предшколы, рассчитанный на один год. Таким образом, получается, что предшкола будет подразумевать собой фактически урезанный курс первого класса.

По некоторым опросам, сейчас более 50% выпускников детсадов не только не мечтают, но, скорее, даже боятся пойти в первый класс. Увлечение родителей различными "школами раннего развития" в Улан-Удэ достигло своего апогея. И при поступлении в школу никакой особой разницы дети не чувствуют. Только нагрузка еще сильнее увеличивается.

Психолог Светлана Козырева считает, что отдавать дошколят, особенно в раннем, 3—5-летнем, возрасте в какие-либо школы раннего развития ни в коем случае не стоит:

— До семи лет ребенок должен только играть, а не сидеть за партой! Особенно двигательная активность важна для мальчиков. Мальчики, которых с раннего возраста начинали активно обучать грамоте и прочим премудростям, при взрослении начинали проявлять женскую манеру поведения.

По словам Светланы Козыревой, воскресные школы приносят больше вреда, чем пользы, и у ребенка вырабатывается отвращение к учебе вообще. Все, что нужно уметь будущему школьнику, это концентрировать внимание, находиться в коллективе, слушать и слышать учителя, высидеть урок продолжительностью 30—40 минут.

Тренировка таких способностей идет и в обычном детском саду: этих занятий вполне достаточно без всяких воскресных школ.

— Чем больше ребенок наиграется, тем больше он готов потом учиться, — считает Светлана Козырева. — Чем больше ему надоело играть, тем лучше. А если малыша от игры постоянно отрывают и он вынужден заниматься учебной деятельностью, что слишком рано, то мы практически идем против природы человека.

Специалисты министерства образования с этим мнением не согласны.

— Ребятишки уже в 4 года и навыками пользования компьютером овладевают, и в электронные игры играют, — говорит Лариса Шаманская. — Японцы со своими детьми занимаются с 5 лет. И, между прочим, нация от этого глупее не стала. Все это зависит от индивидуальной личности. Есть дети, у которых тип нервной системы такой, что они усваивают информацию медленно. Но ведь с основной массой детей связано такое понятие, как акселерация.

Тут как раз и всплывает главная проблема программы — нехватка детских садов. В условиях переполненности групп осуществлять индивидуальный подход в обучении малышей очень сложно. И даже если ребенок еще к предшколе не готов, ему все равно придется ее пройти. В муниципальных детских садах города Улан-Удэ такое обучение внедрятся автоматически.

По словам главного специалиста министерства образования и науки Татьяны Максимовой, обучение должно быть направлено на обогащение развития ребенка, а не на его ускорение:

— Главное, чтобы предшкольное образование не превратилось в "муштру" перед определением ребенка в школу, чтобы педагоги не работали с детьми по сокращенной программе первого класса. Ведь в случае неудачи в обучении ребенка, проявления недовольства взрослых по этому поводу может создаться эффект отторжения всего, что связано со школой и обучением.

^