29.10.2008
День работников автомобильного транспорта давно стал народным праздником, его с удовольствием отмечает каждый водитель и автовладелец. Бурятский республиканский союз транспортников, СТК "Байкал" и другие славные организации устроили замечательные соревнования, посвященные Дню шофера. Это автокросс, ставший уже традиционным: дважды в год в Улан-Удэ собираются местные гонщики, приезжают спортсмены из Иркутска и других городов. И, кажется, главное в этих сборах — не сами состязания, а общение, встреча и единство интересов. День шофера-2008 был как никогда интересным, полным ярких моментов, вызвавших самые разные эмоции.

25 октября, в солнечную и теплую субботу, состоялся дебют новой трассы. Республиканский ипподром отказался от проведения гонок: лошадкам кольцо для кросса очень мешает. Территорию предоставил руководитель СПК "Пригородный" Алексей Манжуев, он благородно пришел на помощь собратьям-автомобилистам. Перед селом Сотниково, между Селенгой и федеральной трассой, в живописном месте за три дня работы грейдером была проложена новая трасса, широкая, с выраженными бровками. Прежде здесь было чистое поле, заросшее дикой травой и синими ирисами, поэтому за столь короткий срок добиться идеального результата было невозможно. И, пока земля не замерзла, работы по обустройству кольца будут продолжены: в марте в окрестностях Сотниково пройдут соревнования еще более крутого статуса: этап российского Кубка по автокроссу! На награждении Алексей Манжуев обещал: "Обкатаем эту трассу еще лучше, и Кубок России здесь разыграем!" Гонки комментировал директор компании "Гидравликдизельсервис" Павел Матвеев, постоянный член оргкомитета и горячий любитель автомобилей.

"Первый блин комом", — сказали организаторы после завершения гонок. "Комков" было несколько. Молодой гонщик Борис Гумниц не участвовал в заездах, потому что еще во время квалификации его Lancer Evolution вылетел с трассы и перевернулся трижды через крышу. Причина аварии — развалившаяся ступица. Бориса спас каркас безопасности, обязательный для спортивного автомобиля. Не зря говорят: идеальная ходовка — залог безопасности. В этом убедился и Владимир Ковалев, пилот грузовика. У его "ЗиЛа" ( 42) в пылу битвы отвалилось колесо. Огромное, жуткое, оно полетело в сторону зрителей и их машин, но, по счастью, не задело никого. Гонщик совладал со своим могучим болидом и на оставшихся трех колесах притерся к обочине. Он был расстроен: победа была близко, а мастерство Владимира было очевидным. Еще на трассе были ДТП: "делал крышу" и Евгений Бадмаев (обновил машину!), "ронялся" ГАЗ-53 Антона Гаврилова...

Кстати, условия были более чем суровые, ясная видимость была только у лидера гонки, поднимаемая им пыль закрывала обзор, следующий вносил свою лепту, и ехали гонщики, по их словам, "по приборам". Поэтому столкновения были неизбежны, и помятые капоты и полуоторванные крылья — дело обычное. Трасса была новая, в незнакомом месте, очень сложная, она изобиловала трамплинами, а под колесами машин была мягкая сухая земля, по своим сцепным свойствам подобная рыхлому снегу: колеса в ней просто тонули.

Опрокинулся на своей ВАЗ-2109, но встал на "ноги" и поехал дальше Александр Комаров. Ему дали приз за волю к победе — мужскую косметику и автокосметику для автомобиля фирмы Amway. Жаль, эта американская фирма не делает шпаклевку для кузова! Помятой желтой "девятке" она бы пригодилась больше. "Комаров чемпион!" — кричали болельщики. Самым необычным призом стала знаменитая ошурковская капуста в количестве ста килограммов. Ее шеф "Пригородного" подарил самому молодому гонщику — А. Павлову. "Зеленому" гонщику — зеленый приз. Под одобрительные возгласы и оглушительный радостный смех Саша принял бумагу о правах на центнер отборных кочанов. Хорошо, что самому взрослому не подарили перечницу. На награждении вручали почетные грамоты и сертификаты на бензин, а лучшему гонщику А. Пушкарю достался огромный термос. Гран-при не проводился, но выбор судей был единодушным, и Александр увез приз в свой Шелехов.

В классе грузовиков третьим стал Андрей Александров, вторым — Олег Ковалев, а победил Алексей Быков. Над пьедесталом гордо реяли самодельные флаги АТЦ — автотранспортного цеха ЛВРЗ. Дружная и веселая команда АТЦ приехала на автобусе и являла собой самую многочисленную группу поддержки своих гонщиков.

В классе Д1-1600 (объем двигателя до 1600 куб. см) третье место досталось Александру Бадмаеву-старшему, второе — Владимиру Анисимову, который больше похож на бородатого геолога или добродушного барда, а победил Александр Павлов, даром, что у него самая маленькая машинка.

В классе Д1-3500 (объем двигателя до 3500 кубиков) третье место завоевал Евгений Бадмаев на своей новой Subaru Impreza WRX, второе — Руслан Пушкарь, первое — Александр Пушкарь. У них тоже Imprez-ы, причем сразу видно команду: машины в разных кузовах, но раскрашенные одинаково, с надписями Berg Motorsport, а сами Пушкари были одеты в одинаковые красивые курточки. Привез болиды братьев огромный автовоз Freightliner, и такой серьезный бюджет вызывает уважение. Эх, каждому бы гонщику достойную машину — как бы они улучшили свои результаты! Старенькая техника сильно портит картину. Как пояснил Александр Щербаков, на его "Короне-купе" не выдерживает больше трех кругов бензонасос, а потом машина "дохнет" и еле тащится до финиша. По полгода наши доблестные спортсмены и бьются над своими болидами, вкладывают душу и все имеющиеся у них денежки и, выходя на старт, надеются, что машина не подведет. Поддержка спонсоров в таком дорогостоящем деле, как автоспорт, — решающий фактор. Мастерство без мощного автомобиля — как безоружный воин.

Остается лишь добавить, что новое место понравилось всем — и спортсменам, у которых появилась интересная трасса, и зрителям, которые могли выбрать любое место и припарковаться там на своем автомобиле. Ведь место для стоянки можно выбрать любое, вокруг гоночной трассы было кольцо из многочисленных зрителей, которые покрывались пылью, но не уходили — зрелище того стоило!

^