05.11.2008
Поскольку случился традиционный ежесезонный сбой ритмов, и часы перевели на зимнее время, темнота наступает еще раньше. После перевода стрелок осенние деньки стали быстрее переходить в ночь, и не найти водителя, которому бы это нравилось. Об особенностях езды в темное время и поговорим сегодня.

В слепых превращаемся все мы, когда не видим предметы окружающей действительности. Даже если мы идем, последствия не очень приятные, а что уж говорить о поездках за рулем!..

Слава богу, ситуацию, когда тьма кромешная и нет ни фонарей, ни фар, распространенной не назовешь. Чаще из-за темноты мы "всего лишь" плохо видим. А в условиях плохой видимости риск столкновения нашей машины с препятствиями или другими участниками дорожного движения резко возрастает.

На всю жизнь запомнились слова преподавателя по безопасности дорожного движения: "В темноте аварийность возрастает в десять раз, поэтому первые год-два не ездите ночью!" Наверняка и папа, и старшие товарищи говорили и вам нечто подобное. Но ни один мудрый советчик не удержит новичка от искушения прокатиться на собственной машине, а темнота, как известно, — друг молодежи. Поэтому много угонов автомобилей хулиганствующие подростки совершают именно ночью. И эти не умеющие управлять машиной горе-водители — одна из опасностей. Судя по сообщениям в криминальных хрониках, их не так мало.

"Полеты" в сумерках без света

Но гораздо больше аварий на наших дорогах случается по вине обычных водителей, неправильно пользующихся световыми приборами автомобиля. Весьма распространены "полеты" в сумерках без света. Откуда берутся эти люди, откладывающие на потом поворот единственного рычажка? Единственная хоть сколько-нибудь правдоподобная причина, на которую хватило моей фантазии, — это экономия ресурса лампочек и топлива, которое расходуется на работу генератора. И это очень смешно звучит, правда? Стоит сопоставить цену самой дорогой лампочки и стоимость ремонта и покраски хотя бы одного элемента машины после столкновения, и станет уже грустно.

Вспомним водителей скандинавских стран — их законом обязали ездить со светом круглые сутки. Потому что даже днем обозначить себя фарами означает облегчить другим распознавание движущегося источника повышенной опасности и снизить вероятность аварии. А в условиях недостаточной видимости включить ближний свет сам бог велел. Но в Улан-Удэ многие водителей вспоминают о наличии фар только уже в густом мраке, а до того уподобляются загадочным и опасным теням.

Этих "темнил" не видно, и по их вине происходят обидные и нелепые ДТП. Сюда же можно отнести и граждан, у которых сзади не работают стоп-сигналы. И чаще всего сгорают лампочки в "стопах" у российских машин. Кстати, маневры без указателей поворотов в темноте становятся также опасными: во мраке сложнее оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля и можно ошибиться с дистанцией.

Встречные "слепилы"

Встречается другая крайность — ночная езда с постоянно включенным дальним светом. Когда сзади едет такое "ясно солнышко", из зеркал по глазам лупят слепящие блики, а в душе появляется желание "угостить" товарища чем потяжелее. Некоторые водители практикуют жесткий способ воспитания излишне лучистых водителей: останавливаются, пропускают вперед, врубают сами дальний и едут сзади. Не спешите прибегать к крайним мерам. Некоторым из ослепителей, слава богу, понятно мигание "аварийкой": спохватываются и переключаются. Ну, забыл человек, с кем не бывает? Возможно, это его первая ночная поездка, и к синему значку фары на панели он еще не привык.

Встречные "слепилы" воспитываются просто: морганием своим дальним светом. Но в последнее время увеличилась популяция отморозков, которые едут "на броне" и не реагируют. Слепить ли в ответ, решайте сами. Я же просто рекомендую сбросить скорость, смотреть на свою, правую, обочину и ее держаться. Если вас ослепило, и в глазах только пляшущие цветные пятна, не дергайтесь, включите "аварийку" и плавно остановитесь на той полосе, по которой ехали. Главное — не пытайтесь свернуть к обочине. Ждите, пока зрение восстановится.

Кстати, в Правилах дорожного движения предписано переключать свет с дальнего на ближний, когда расстояние между автомобилями сократится до 150 метров. Или ранее, если водитель встречной машины попросит об этом морганием фар. Но указанное в Правилах расстояние устарело: у большинства современных автомобилей дальний свет бьет дальше — до 200— 300 метров. Нужно это учитывать, особенно если у вас биксенон, то есть и ближний, и дальний. Самый ужасный вариант — это "праворульный" ксенон с его смещенным на встречку пучком, бьющий на дальнем. Но и с обычными галогенками перед закрытыми поворотами или подъемами стоит отключать дальний свет перед тем, как встречная машина выйдет в зону прямой видимости. Сориентироваться вам поможет свет ее фар. Переключаться обратно на дальний свет, разумеется, можно только после разъезда.

Кстати, если вам встретилась машина, которая пару раз на секунду выключила свет, оставив габариты, знайте, что это едет старый профессионал, который днем бы вам поморгал дальним. Зачем? Возможно, впереди притаились гаишники, возможно, еще какая-то опасность типа столкнувшихся посреди дороги машин.

Прочие опасности

Нельзя не упомянуть и еще одно явление, которое нередко приводит водителей на скамью подсудимых. Это пешеходы, по ночи топающие куда-то. Причем в наших широтах весьма распространена одежда темных тонов, которая делает пешехода незаметным. Пешеходы различимы лишь при дальнем свете фар, лучи ближнего светят слишком низко. И пешеходы невидимы абсолютно, если навстречу едет другой автомобиль. В такой ситуации видишь только фары встречного, а бедный пешеход наивно полагает, что оба водителя его прекрасно различают. В результате человека может зацепить любая из машин. Жаль, что одежда со световозвращающими элементами, которую обязаны носить все, кто движется по обочине неосвещенной дороги, практически не встречается.

Существуют еще, правда, недолго, ночные гонщики. Эти люди, часто нетрезвые, носятся на скоростях за сотню км/ч по пустынным ночным улицам и потом фигурируют в рубрике "Авария недели". Лопнула покрышка, не увернулся от бордюра, выскочил на встречку, а итог примерно один: разбитая в хлам машина, окровавленная подушка безопасности или лобовое стекло с характерной круглой вмятиной перед водителем. Нередко такие гонщики убивают ни в чем не повинных мирных коллег.

Одним словом, довольно часто случаются нештатные ситуации: неосвещенные бетонные блоки, которыми перегородили дорогу, стоящая на дороге фура без освещения или брошенный темный бульдозер. Днем бы эти преграды не стали невидимыми до последнего момента, когда уже ничего не предпримешь, и потому смертельно опасными. Чтобы не убиться, нужно соблюдать тройную осторожность ночью, а лучше первые год-два в темноте и вправду не ездить, как советовал, просил и требовал добрый преподаватель автошколы.

После вышеперечисленных ужасов как-то неубедительно звучит довод, что ночью плохо видно ямы на наших дорогах, но ходовая часть машины, ее покрышки и днище, страдающие от плохих дорог, так и просят упомянуть об этом.

^