05.11.2008
"Театр — очень мощный инструмент воздействия на людей, в частности, на подрастающее поколение", — говорит Владимир Хрущев, главный режиссер Русского драматического театра им. Н. Бестужева. Однако не всем удается применять его эффективно. Спектакли Русского драматического, судя по реакции юных зрителей V-го Всероссийского фестиваля спектаклей "На пороге юности", относятся к той категории постановок, которые не оставляют зрителей равнодушными.
Фестиваль "На пороге юности" прошел с 14 по 22 октября на сценических площадках Рязани. 15 театров России пытались понять, каков сегодняшний подросток.

— Несмотря на то, что официальная программа фестиваля состояла из спектаклей для подростков, — говорит Лилия Маркина, заведующая литературно-драматургический частью Русского драмтеатра, — спектр постановок, обозначенных в его рамках, оказался намного шире. И это вполне объяснимо. С одной стороны, в сегодняшнем мире, который насыщен информационными потоками, дети взрослеют быстрее. Поэтому подростковый возраст — понятие относительное. С другой стороны, взрослые люди отнюдь не являются редкими или случайными гостями в театрах юного зрителя".

Наш театр представил на суд юных зрителей "Золушку" Евгения Шварца.

— Как озвучил перед журналистами директор фестиваля Василий Грищенко, спектакль улан-удэнцев, по его мнению, идеально соответствует названию и программе фестиваля, — говорит Владимир Хрущев, главный режиссер театра и режиссер-постановщик спектакля. — "Золушка" — это не совсем детский спектакль. Тема в нем поднимается весьма серьезная.

Владимир Хрущев называет "Золушку" даже не спектаклем, а проектом: "Перед любой постановкой стоит определенная задача. Задача этого проекта — затратить приличную сумму финансовых средств, чтобы доказать самому себе и объяснить всем, что затраты на детский спектакль должны быть недетскими. Ведь обычно как происходит с детскими спектаклями? Фанерки, штучки-дрючки. А для детского спектакля нужны чудеса, волшебство. Поэтому особенным прорывом в этой сказке я считаю высокий постановочный уровень. Спектакль получился зрелищным, дорогим, волшебным".

Игорь Пригодский, художник спектакля, создал оригинальный образ: часы, живая вода, водяная мельница, озеро, в котором плавает кораблик. Большое количество кукол. Необычные костюмы. Получилось действительно красиво.

— Мы взяли за основу сказку Евгения Шварца, — рассказывает Bладимир Хрущев. — Она мне показалась, с точки зрения современного зрителя, многословной, поэтому я ее сокращал, находил свой ход.

Некоторые сцены переписывались, дописывались режиссером.

— Надо признать, что в этой сказке есть "одни грабли", на которые наступают многие режиссеры-постановщики, — говорит Владимир Хрущев.— И мы не исключение. Там нет конфликта. Драматургически присутствует небольшой "вывих": приходит фея, машет палкой и говорит "Будьте счастливы!". И после этого все счастливы. Единственный конфликтный фактор — это время. Если успеешь до 12 часов — пожалуйста, будешь счастливой! Но мы из этой ситуации выкрутились и придумали свою замечательную историю.

Как и все пьесы Шварца, "Золушка" — спектакль умный и по-детски ироничный.

— Она цепляет искренностью, чистотой, — делится Владимир Хрущев. — Очень трогательный и волшебный рассказ из детства.

Зрительское жюри в составе девяти школьников 14—15 лет решило присудить "Приз зрительских симпатий" народной артистке Бурятии Нине Вершининой, которая исполняет роль мачехи, а спектаклю — диплом "За умение дарить чудо и веру в сказку".

— Мы видели на фестивале много спектаклей, — продолжает Владимир Хрущев. — Среди них были хорошие, средние и очень средние. Наша сказка была хороша верой в то, что Золушка дождется своего принца, придет волшебница и за доброе сердце подарит бал, король сделает страну волшебной. Вера во все это и есть суть истории. И эту веру мы пытались передать зрителю.

^